Образом кирпичной архитектуры XII—XIII веков может служить Кинцвисский храм в Картли. Формы этого здания ничем не отличаются от форм каменных купольных церквей той же эпохи, но фасады лишены орнаментации. Храм в Кинцвиси особенно знаменит своими замечательными фресками, современными храму. Здесь сохранились портреты царицы Тамары, ее отца Георгия III и сына Георгия Лаша.
С эпохи Тамары и Георгия III связан также грандиозный ансамбль в Вардзиа (Аспиндзский район, к югу от Боржоми, на левом берегу, Куры), весь высеченный в скале, наподобие Уплис-Цихе.
Основные памятники конца XIII и начала XIV века сосредоточены в теперешних Ахалцихском и Адигенском районах, входивших в те времена в автономное грузинское княжество Самцхе-Саатабаго. Самцхе-Саатабаго находилось в несколько более благоприятных условиях, чем остальные части Грузии, и пользовалось материальным благополучием, что и позволило его правителям развить довольно интенсивную строительную деятельность. Из построек самцхийских ата- багов 1 укажем только церковь Саввы Сафарского монастыря (около Ахалцихе), в которой сохранилась интересная роспись XIV века.
Архитектуру X—XV веков мы в основном знаем по культовым постройкам, значительнейшие из которых нами только что были показаны.
Памятники гражданской архитектуры сохранились гораздо хуже, хотя само собой подразумевается, что их было много, что существовали не только царские и феодальные дворцы, замки и крепостные сооружения, но и здания общественного назначения: каравансараи, больницы, учебные заведения, различные постройки для хозяйственных нужд, а также мосты, водопроводы и т. д. Историк Давида Строителя сообщает, например, о существовании в Грузии вполне благоустроенных больниц; сохранились и отдельные сведения о постройке гражданских сооружений.
К эпохе царя Георгия III (XII век) следует, по-видимому, отнести некоторые части Гегутского дворца близ Кутаиси, сильно пострадавшего от времени. Дворец этот служил резиденцией царя во время охоты в Аджаметских лесах. Центр дворца занимает большой квадратный зал, крытый куполом. К залу примыкают четыре широких Ливана. Есть и другие помещения, но все это до такой степени пришло в ветхость, что судить о несомненно существовавшей некогда богатой внутренней отделке нет никакой возможности.
Этой же примерно эпохой датируется каменный мост на реке Беслетке (в Абхазии), сохранивший большую грузинскую надпись. Сохранились и другие мосты того же тина.
Несколько лет тому назад археологическими раскопками обнаружены остатки водопровода Схалта — Шио-Мгвиме (в Картли), точно датируемого документами царствованием Тамары.
Наконец, как образец крепостных сооружений эпохи-можно назвать большую крепость в Хертвиси (в нынешнем Аспиндзском районе).
От этого периода, кроме отмеченных резных алтарных преград, мы имеем целый ряд интересных образцов орнаментальной чеканки и резьбы по дереву; примерами могут служить оклад Анчисхатской иконы, двери некоторых сванских церквей и двери церкви Мгвиме в Имерети.
Грузии долго пришлось залечивать раны, нанесенные монгольским нашествием. В течение XV столетия восстанавливались разрушенные монголами памятники, но ничего нового, во всяком случае значительного, не было создано.