Найти в Дзене
Vse Tvorchestvo

10 секретов настоящего поэта

Оглавление

Давайте, наконец, поговорим о поэзии по существу. Как же много мы говорим вокруг да около: рифмы, ритм, образы… Это всё важно, но как бы лишь часть кухни. Сегодня ставим вопрос ребром: как на этой кухне оказаться? Как не стать банальным версификатором?

Чему можно учиться?

Многие не читают подобные статьи: мол, если не дано, то и толку нет, а если дано, то талант не пропьешь. Но если и нельзя учиться «делать стихи», то уж точно можно постигать законы поэзии, то есть учиться становиться поэтом.

Например, как думаете, всегда ли был поэтом Пушкин? Если есть сомнения, почитайте его лицейские сочинения, например «Воспоминания в Царском селе». Невооруженным глазом видно, что эти творения не годятся для школьной программы (хотя ее составители и считают иначе). Искусства там нет и близко! Но затем что-то изменилось. И если создал он «Евгения Онегина» и другие гениальные вещи, то значит, где-то хорошо поработал над собой.

Недавно мне удалось подсмотреть у умных людей некоторые важные мысли по нашей теме. Какие-то из них кажутся спорными, другие не так уж существенны, третьи плохо разъяснены. Попробую доступно донести лишь 10 самых важных и точных, с моей точки зрения, мыслей. 10 секретов настоящего поэта. Заповедей, если хотите.

10 заповедей поэта

  • Предпосылкой для написания стихотворения должна быть сама жизнь. Некая важная ситуация, вызвавшая определенную эмоцию, чувство, размышления… Причем нужно иметь любовь к поэзии, требовательный и строгий вкус к стихам. Если же вытягивать из себя слова по принципу «ни дня без строчки», могут получиться такие себе «мертворожденные дети».
  • Поэзия должна удивлять. Это касается любой сферы искусства, но поэзии — в еще большей мере. Выводы, которые вы хотите донести, должны быть первичны, то есть рождены именно в вашей голове. Чувство, деталь, ритм, внутренняя интонация обязаны оказаться абсолютно авторскими, неожиданными, где-то шокирующими. Например, попробуйте угадать, какая строка в стихотворении Дона-Аминадо (псевдоним русского поэта 20 века, эмигрировавшего во Францию после революции) меня особенно приятно удивила.
  • Будьте искренни. Поэзия – не завоевание, а своего рода принесение себя в жертву. Хот я писал статью, как стать знаменитым поэтом, это плохая цель. Вот как данную истину выразил Борис Пастернак (особое внимание обратите на 5-6 строки).
  • Цель поэзии — сделать человеческую породу хотя бы чуточку лучше.
  • Поэзия неизменно должна передавать опыт. Творец не создает высосанный из пальца мир. Нет, даже самый ирреальный и фантастический должен быть результатом опыта и передавать его потомкам. С другой стороны, опыт может быть и чужим, и придуманным, но главное — не надуманным (да-да, разница есть). Свой опыт — самый простой, но необязательно самый правильный вариант. Если можете прочувствовать чужой — это вполне приемлемо.
  • Поэзия — это священная тайна, возможно даже своего рода пророчество. Когда пишете, вы не должны сами знать, чем всё закончится. Передавая тайну строка за строкой, сами постигайте ее.
  • Взаимодействие с природой стройте таким образом, чтобы природа высказывалась через вас. При этом поэт становится переводчиком живого мира на человеческий язык. В то же время природа в стихах непременно должна оживать. Если природа не живет в мире поэта, не говорит, не делает свойственное людям, не сопереживает, и стихи будут мертвыми.
  • В связи с этим предпочтение отдавайте не ясности, а точности, выражения мысли. Природа не обязательно может быть переведена на наш язык ясно, но она требует точности.
  • Настоящие стихи выражают то, что не сказать прозаической речью, обычными словами. Где-то между ритмически организованными строками необходимо прятать смыслы, параллельные реальности, волшебство.
  • Пишите ёмко и без воды. То есть абсолютно ничего лишнего быть не должно. Работайте жестко. Редактируйте сурово. Обнаружьте абсолютно всё фальшивое, не взятое из жизни и природы.

А как же ритм и рифмы?

Всё остальное в критике и споре поэтических течений, по сути, вращается вокруг этих тезисов: подтверждает их или пытается опровергнуть. Либо затрагивает чисто технические вопросы, которые важны, но не настолько.

В свое время я начал разговор о поэзии с рифмы, что дало некоторым читателям повод упрекнуть меня в зацикленности на технике. Роль ее именно в русской поэзии и впрямь велика, но это не ключевое понятие. Если искренне нарисовать жизнь и использовать глагольные рифмы, стихотворение вполне может состояться. Иногда поэт обходится вообще без рифм. Но порой и обычное созвучие в конце строки способно родить живой шедевр…

Что же касается ритма, то изучить отличие 5 основных стихотворных размеров и придерживаться их не составит труда. Гораздо сложнее вдохнуть в этот скелет жизнь, нарастить на нем плоть. Чтобы ваши ямбы-хореи звучали совершенно и неподражаемо.

И на всякий случай замечу: порядок затронутых мною тем ни в коей мере не отражает степень их важности. Спасибо за внимание.

Спасибо что прочитали статью. Творческих успехов.
Если вам понравился материал, поставьте лайк.