Найти в Дзене

Путешествие по Ивановской горке. Часть шестая

Что служит фоном нашего сюжета? Трагедия «Ромео и Джульетта»? Нет! Фоном послужит Италия, а речь пойдет о трагедии русской женщины – княжны Таракановой. O, Mamma mia…

Во всей Италии приятнейший, умнейший,

Любезный Ариост немножечко охрип.

Он наслаждается перечисленьем рыб

И перчит все моря нелепицею злейшей.

И, словно музыкант на десяти цимбалах,

Не уставая рвать повествованья нить,

Ведет туда-сюда, не зная сам, как быть,

Запутанный рассказ о рыцарских скандалах.

Это стихи Осипа Мандельштамма, мы сейчас стоим у его памятника близ того дома, где он когда-то жил. Отсюда прекрасно виден купол монастыря, очень напоминающий другой, находящийся за тысячи километров отсюда, во Флоренции. Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре!

Надобно сказать, что все строения Ивановского монастыря, что мы видим, построены в 1860–1879 годах архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским. Всё, что было до него, включая земляную тюрьму Салтычихи – всё исчезло.

«Запутанный рассказ о рыцарских скандалах…» Если эту строку из стихотворения облечь в музыкальную форму, то вот он – лейтмотив сегодняшнего выпуска бесконечного путешествия по Москве. Фон – Италия, а музыкальный фон – запутанный рассказ о рыцарских скандалах.

Рассказ и в самом деле будет крайне запутанным: рассказывать придется не об одной женщине, а о двух. Более того: речь пойдет про две столицы – Москву и Петербург, и про две крепости – Петропавловскую и Ивановский монастырь.

Но вначале поговорим о рыцарстве. Кого называют Рыцарем, каковы его моральные качества? Так и слышу, что «благородство», «верность», «нежность». Тот, от кого Дама ждет предложения руки и сердца…

Жил в XIX веке в России замечательный писатель. Звали его Михаил Иванович Пыляев, любой уважающий себя экскурсовод обязательно ввернет в свою программу пару историй из его книжек про Москву и Питер. Нас же сейчас интересует только одна фраза из «Энциклопедия императорского Петербурга»:

«Орлов, по рассказам современников, живя в Москве, никогда не ездил мимо Ивановского монастыря, где жила настоящая княжна Тараканова; он думал, что там томится в заключении его жертва…»

Итак, узловые точки нашей истории вот-вот сомкнутся, и пришло время рассказать предание о княжне Таракановой.

Легенда такова, что однажды младшая дочь Петра Великого, Императрица и Самодержица Всероссийская, сошлась на любовной почве с казаком из Киевского полка. Поговаривали, что они даже тайно обвенчались, а казак Розум стал графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. И в нашей, и в западно-европейской истории можно найти множество упоминаний про фаворитизм знатнейших особ. Само слово «фаворит» происходит от латинского «favor» и буквально означает «благосклонность».

И осталось (якобы) от этого любовного союза дитя великолепное. Якобы взято в кавычки потому, что никаких общедоступных исторических документов (о крещении, например) нам неизвестно. Но на то и есть народная молва, чтобы из века в век кочевали подобные россказни. Нет дыма без огня, как люди говорят.

А раз так, то нет ничего удивительного в том, что в 1774 году, то есть уже при Екатерине Второй в Европе появляется юная особа, которая заявляет о своих правах на российский престол! Перебаламутив и очаровав всю Европу, эта мадемуазель стала представлять реальную угрозу для Императрицы. Примечательно то, что называвшая себя принцессой Елизаветой Владимирской, она никогда не называла себя «княжной Таракановой». Это за нее сделал французский дипломат Жан Анри Кастера, рассказывая о жизни Екатерины Великой в своей книге.

Мало того! Путешествуя по Европе и очаровывая всё новых и новых влиятельных людей, находчивая интриганка меняла истории своей собственной жизни чаще перчаток. Когда же наконец она оказалась в России (но не в том качестве, в котором хотела) действующая Императрица составила целый вопросник, чтобы выяснить – кто она и откуда взялась?

Наблюдая сейчас за акциями спецслужб разных стран мира, мы, как правило, думаем «как быстро и оперативно». А если перенестись на два столетия назад, когда родственнику очередного фаворита (знакомое слово, правда?) на этот раз Екатерины Великой, графу Алексею Григорьевичу Орлову, было дано задание выкрасть ненавистную княжну? Наверное, мы охарактеризовали бы эту операцию «ловкой и тонкой».

Герой русско-турецкой войны, названный после неё Орловым-Чесменским, блистательно с точки зрения дел государственных провёл всю, сложнейшую из-за множества дипломатических тонкостей, партию. Но… вряд ли Рыцарем можно назвать того, кто на словах признал несокрушимый «авторитет» самозванки, вошёл к ней в доверие, очаровал и…

Влюбленная в Алексея Орлова княжна поднимается на борт российского корабля, чтобы на правах высокочтимой особы лично понаблюдать за военными манёврами. Команда корабля радостно голосит «Ура!», рядом – любимый Мужчина… Разве жизнь не прекрасна?

Граф обманул княжну и привез после теплой солнечной Италии в холодный Санкт-Петербург, где она и скончалась 4 декабря 1775 года от чахотки. Скончалась, но так и не открыла опытным дознавателям историю своего рождения и жизни. Всё, что мы знаем о ней – большей частью россказни и домыслы. Даже на картине Константина Флавицкого изображена Ложь, так как наводнение случилось спустя больше года после смерти этой женщины. Вода покрыло то место, где она была упокоена навсегда без всяческих погребальных обрядов.

-2

Как мучился сам граф-обманщик и государственник? Почитайте про это сами, роман так и называется «Княжна Тараканова» авторства замечательного писателя Григория Данилевского. Он же написал «Сожжённую Москву» как альтернативу «Войне и Миру». Образ горящей Москвы многим не давал покоя…

Но дело в том, что была ещё одна княжна Тараканова, которая имеет прямое отношение к нашему повествованию. Речь идет о, наверное, настоящей дочери императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. Видите, как причудливо тасуется колода карт… Так выразился Воланд, раскрывая Маргарите Николавне про её связь в Маргаритой Наваррской.

-3

Всё та же Екатерина Великая в 1785 году велит заточить в стенах Ивановского монастыря некую женщину. Не интриганку, а как считала вся Москва, настоящую принцессу. Постриженная в монахини и именуемая старицей Досифеей, эта женщина проведёт тут 25 лет. Четверть века! И за все это время никто из монахинь никогда её не увидит! Старица проведёт всю оставшуюся жизнь в одиночестве и молитвах и отойдет в мир иной четвертого февраля 1810 год.

Но…

Она будет похоронена в родовой усыпальнице самих Романовых в Новоспасском монастыре, отпевать её будет не рядовой безвестный священник, а епископ Дмитровский Августин. А на самих похоронах помимо московский знати будет присутствовать сам главнокомандующий Москвы – граф Иван Васильевич Гудович, родственник того самого графа Алексея Григорьевича Разумовского.

-4

Более того, в ризнице Новоспасского монастыря сохранился портрет старицы. На его обороте – надпись: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея, постриженная в московском Ивановском монастыре, где по многих летех праведной жизни своей и скончалась, погребена в Новоспасском монастыре».

Хоронить в родовой усыпальнице да при таких свидетелях? Нет, что-то всё-таки есть в этой истории. Народная молва может преувеличить, но не приуменьшить...

На сегодня – бесконечное путешествие по Москве прерывается. Но от Ивановского монастыря мы всё равно не уходим! Впереди – заключительная серия про это злополучное место. Действие будет происходить в веке ХХ. А пока – не сочтите за труд, поддержите автора лайком! С ума же недолго сойти, разбираясь в хитростях нашей Истории.