Найти тему

Отчего в Спарте не было измен

О спартанцах слышали все. О законах, довольно необычных для тех времен, о том, что они славились великолепной физической формой - и мужчины, и женщины, и дети. Нашим бодибилдерам очень далеко до истинного физического совершенства спартанцев.

И вот это физическое совершенство было прямым следствием законов, установленных в Спарте. Мужчины посвящали свою жизнь исключительно физическим упражнениям и обучению военному ремеслу, и большую часть жизни проводили в военных походах. Женщинам Спарты поневоле приходилось быть в доме абсолютной хозяйкой. Девушки-спартанки (видимо, чтоб подготовиться к такой семейной жизни) должны были заниматься спортом. Они метали копья, боролись, бегали - всё это гарантировало появление здорового потомства. Спартанские девчонки наготы не стыдились и с гордостью участвовали в плясках и мероприятиях. А еще пели песни, в которых прославляли "достойных" юношей и высмеивали неудачников.

-2

Щас и про измены расскажу. Вернее, про их отсутствие. Тогда это называли прелюбодеянием.

Спартанцы, помешанные на физическом совершенстве человека, и пары составляли исключительно с этой точки зрения. Причем, это соблюдали все - не исключая и самых высоких "должностных лиц". Царям поблажки тоже не было. И в V веке до н.э.

спартанский царь Архидам II был присужден к большому штрафу за то, что «взял себе жену слишком маленького роста». По словам Плутарха, спартанцы боялись, «что она будет рождать не царей, а царьков».

Законодатель Спарты, знаменитый царь Ликург ревность не одобрял. А вслед за ним и спартанцы. Поэтому, если спартанцу

«приходилась по сердцу чужая жена, плодовитая и целомудренная», он мог одолжить ее у мужа для того, чтобы она родила ему здорового ребенка. И наоборот, если муж молодой жены встречал достойного и здорового юношу, он мог попросить его войти к его жене, а родившегося ребенка признавал своим.
-3

При таких понятиях прелюбодеяний в Спарте практически не было. Это же не измена, коли муж престарелый сам жену на время молодому "ссудит", для зачатия здорового ребеночка.

Потому-то Плутарх и описал, какой ответ дал спартанец Герад, одному чужеземцу

Тот спросил, какое наказание несут у них прелюбодеи. «Чужеземец, у нас нет прелюбодеев», — возразил Герад. «А если все-таки объявятся?» — не уступал собеседник. «Виновный даст в возмещение быка такой величины, что, вытянув шею из-за Тайгета (горы в Греции), он напьется в Эвроте». Чужеземец удивился и сказал: «Откуда же возьмется такой бык?» «А откуда возьмется в Спарте прелюбодей?» — откликнулся, засмеявшись, Герад.
-4