«Если бы Вы даже во всю жизнь ни одного холста не написали, всё-таки Ваше имя стояло бы крупными литерами в истории нового русского искусства. Но что сказать, когда Вы можете показать такие вещи, как портреты Григоровича, Льва Толстого, Шишкина, Суворина…» - так писал критик В.В.Стасов художнику И.Н.Крамскому (1837-1887). Кроме перечисленных, в наследство русской и мировой культуре остались еще портреты Некрасова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Шевченко и картины «Христос в пустыне», «Неизвестная», «Неутешное горе» - и это тоже далеко-далеко не все.
Также сама жизнь замечательного живописца является необыкновенным фактом нашей истории, духовной жизни нашего общества в ее таинственном «подводном течении» из века в век. Чего стоит только место рождения Крамского – городок Острогожск, который современники прозвали «Воронежскими Афинами»! Вроде бы был он, как сотни других, провинциальных и глубинных, из которых «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», с самым простым бытом, с трудящимся населением наполовину русским, наполовину украинским. Но ведь посвятил же Острогожску восторженные стихи Кондратий Рылеев, находил же в нем неповторимые особенности Николай Станкевич, о чем писал Михаилу Бакунину. И, возможно, страсть к фотографированию, охватившая жителей городка середины XIX века, была неслучайной, ибо помогла младшему сыну в многодетной семье уездного писаря сначала найти заработок в качестве ретушера, а затем окрылиться мечтой о художественном образовании. Учеба в Петербургской Академии художеств окончилась «бунтом четырнадцати», после чего Крамской становится известен не только как мастер живописи, но и «двигатель» общественной жизни людей искусства, способный выдвигать и отстаивать новые формы творчества и жизни. Жаль только, что его собственная оборвалась так рано…
Карташов Н.А. Крамской. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 254 с.: ил. – (ЖЗЛ: Малая серия)