Найти тему
Читающий котофей

Домострой. "Самое сладкое блюдо старой России"

Называя Домострой "самым сладким блюдом старой России", философ Василий Розанов имел в виду величие его идеи и изобретательность самого слова. Действительно, Домострой - попытка создать универсальный религиозно-нравственный кодекс, охватив все сферы жизни средневекового человека.

Когда создавался Домострой

В XVI веке в политической жизни России возник царь-самодержец, идея которого определила дальнейшее развитие страны. В это время начинает формироваться вертикальная иерархия, общество постепенно централизуется. Церковь все сильнее сливается с государством. Иван Грозный становится первым царем-помазанником. Культурная, религиозная и правовая сферы испытывают серьезные изменения. Повсюду царят запутанность и беспредел, что можно объяснить конфликтом двух "законов": обычая, который еще не успел стать законом, и указа, от произвола которого спасения не было.

"...для наших предков слово и было дело, и Слово они ценили, как Дело, направленное мудростью Мысли" (доктор филол. наук В.В. Колесов)

"Домострой" и стал тем уникальным документом, который попытался нормировать повседневную жизнь обычного человека в соответствии с религиозными и нравственными представлениями того времени. То, что было изложено в книге, не было новым, но оно обретало силу в Слове.

Отношения в семье

Отношения "муж-жена"в XVI веке во многом отражали отношения "государь-страна". В централизованном государстве, где царь имел полную власть, неоспоримым главой в семье становился муж. Жена становилась объектом его власти. Однако в "Домострое" эта мысль смягчается. Сильвестр, автор книги, стремился создать некую гармонию полов: предусмотрительное послушание женщины и благодарная за то сдержанность мужчины.

Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты - на жену, а жена - на тебя. Наедине поучай, а поучив - успокой, пожалей, приласкай ее (Малый Домострой).

Главенствующая роль мужчины соотносилась и с ролью Христа, главой Церкви. Дом представлялся в Домострое "малой Церковью", где муж помогает спасти душу жены и души всех домочадцев.

Поэтому, читая Домострой, не стоит оценивать его содержание с точки зрения современного человека. Домострой, например, не призывал избивать жену и держать в страхе всю семью и прислугу (по крайней мере, под словом "страх" подразумевалось религиозное чувство, а не жестокое обращение).

Оценка книги

Некоторые моменты в книге кажутся излишне суровыми ("Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей"). Однако жестокость, произвол царили в быту еще до Домостроя. Автор книги пытался смягчить нравы в обществе. Сильвестра из-за этого даже сравнивают с Конфуцием.

Домострой есть попытка грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций… (писатель и философ Даниил Андреев)

Правда, удалось ли ему воплотить свои намерения в жизнь - большой вопрос. Те же авторы, что ставили его в один ряд с Конфуцием, признавали неудачу Сильвестра. Систему, созданную в Домострое, называли "плоской, поражающей своей безблагодатностью".

Если в XIX и XX веке Домострой подвергался резкой критике и был забыт, то в наше время интерес к нему возрос, что выражается в неоднократных переизданиях книги. Его читают как уникальный документ, запечатлевший язык, представления и быт средневековой России.

-2

Источники

Иваницкий В. Русская женщина и эпоха Домостроя

Колесов В. Этика Домостроя

Домострой