Интерес к футболу после Чемпионата мира стал расти также стремительно, как количество подписчиков в социальных сетях у футболистов. Началось активное обсуждение их личной жизни, профессиональных достижений и трансферов. Однако, мало кто уделил внимание психологии футбола, взаимоотношениям внутри команды, а не за ее пределами. А ведь это очень важная составляющая профессии, которая может очень сильно повлиять на качество и результат игры.
Как известно, нападающий сборной России по футболу Далер Кузяев полгода поддерживал игровую форму, выступая в Любительской футбольной лиге (далее - ЛФЛ). Так какую роль играет футбол для игроков любительского футбола, какие эмоции они испытывают, выходя на поле?
Легко ли общаться с игроками после отыгранного матча? Определенно, нет. Однако, после успешно выигранной игры может получиться неплохая беседа. Мне удалось пообщаться с игроками (Валерий, Степан, Артём) и капитаном (Остап) команды Зандхаузен из любительской лиги Amateur.
Начнем с того, как давно вы играете в футбол? Насколько вы приобщены к этой культуре?
Валерий: На любительском уровне играю класса с 8-го. В университете так же продолжил заниматься футболом с друзьями и попал в любительскую лигу.
Степан: С 6 лет играю в футбол. Профессионально занимался в спортивной школе до 16 лет. Играл на уровне ПФЛ, а потом перешел в любительский футбол. Контракт не подписал по причине здоровья.
Артём: С 8 лет играл в ДСЮШОР, но в 8 классе перешел «во дворы». С 3 курса начал играть в Любительской футбольной лиге за Зандхаузен.
Остап (Капитан): Играю со школы. После учебы захотел продолжить играть со своими ребятами и мы собрали команду. Продолжил потому, что хотел с ребятами играть.
Знали ли вы друг друга до прихода в команду? Быстро ли нашли общий язык?
О (К): Многие из нас были знакомы еще со школы, поэтому проблем с нахождением общего языка не было (мы играли в мини-футбол). В итоге, через знакомых собрали первую полноценную команду. Однако, она продержалась всего год из-за того, что произошел конфликт «игры престолов» - не могли решить, кто будет капитаном. Но потом собрали команду заново под моим руководством (четко определив этот момент).
В: Я никого не знал до прихода. Однако, быстро нашли общий язык. Даже те, кто с нами первый сезон, очень быстро вливаются. Стоит выделить нашего капитана, который «держит» наш коллектив. Он его создал, он за ним смотрит. Никаких супер конфликтных ситуаций никогда не было.
Как строится коммуникация на поле во время игры?
С: Ну, если опустить мат, то тогда останется только выкрикивание имен.
В: Очень просто, на самом деле. Я думаю, у каждой команды есть набор стандартных терминов и фраз, оговорок. Например, предупредить о том, что тебя накрывают, перевести на свободный фланг, короче, если видишь – подскажи, а дальше уже человек разберется.
А: Главное - во время игры не поднимать вопросы, кто где ошибся и как правильно надо было играть, а то так легко и морально задавить человека. А вот после игры уже можно (только они потом обижаются почему-то).
О (К): Изначально, коммуникация строилась сложно, потому что для всех это был новый формат игры. Не было такого человека, который с первого дня был бы старшим, обладал особым авторитетом, который все знает. Это как закинуть школьников в летний лагерь без вожатого, которым надо что-то делать, иначе их оттуда выгонят. Со временем определились с ролями, кто за что отвечает. Сейчас коммуникация идет очень легко. Наша команда славится тем, что мы очень дружные и атмосфера хорошая.
Как настраиваетесь на игры морально, особенно, когда знаете, что предстоит непростой матч?
О (К): Как раз-таки общий сбор помогает морально настроиться. Перед сложными играми мы можем собраться и обсудить некоторые тонкости. Так как коллектив мужской, то присутствует более юморное подбадривание (например, пихание), нежели агрессивное. После неудачных игр всегда обсуждаем ошибки. Все заинтересованы в результате и очень переживают за все матчи. Разговоры очень помогают. Когда празднуем голы, тоже друг друга поздравляем. Когда игра идет не очень, то значит, неправильно подошли к этой команде. Бывает, проигрываем по глупости, ошибки дурацкие совершаем.
Отличается ли у вас поведение на поле и в жизни? Переносите ли вы эмоции от игры в жизнь?
В: Да, сильно отличается. На поле я более эмоционален и многословен. На поле я кричу больше, чем в жизни.
А: Не знаю, я наверно всегда более-менее сдержанный, спокойный (все подтвердили).
О (К): Очень сложный вопрос. Так как у меня роль «лидера в коллективе», то некоторые качества переносятся в жизнь. То есть, в жизни я могу проявить лидерские качества там, где это требуется. Особенно, если проблемы похожи на те, с которыми ты сталкивался в команде. Насчет эмоций даже не задумывался никогда.
Есть ли какие-то приметы у команды до/во время/ после игры?
Все: Только общий сбор.
О (К): Да, общий сбор. Ободряющие слова. Кричим – «Мы Зандхаузен!». Это очень сильно помогает, так как мы делаем все вместе. И вот эта коллективность позволяет нам обыгрывать команды на уровень выше. Мы действуем как команда. Сразу понимаешь, что чем громче кричат – тем лучше настроены на игру, и слыша других еще больше настраиваешься.
Можете ли выделить минусы вида спорта?
С: Футбол достаточно консервативный вид спорта и любые изменения вносятся очень тяжело.
В: Да, та же самая система VAR (система видео-помощи арбитрам) очень спорно вводилась. Может стоит, а может нет. Я вот лично был больше противником. Вообще, если ты уже полюбил футбол, то ты полюбил со всеми его минусами. Бесить точно ничего не будет.
О (К): На профессиональном уровне – это довольно травмоопасный вид спорта. А в любительском еще больше, в том плане, что люди не очень понимают, когда могут получить и нанести травму противнику. Бывает очень грубая игра. И так как у любителей футбол – не основная профессия, поэтому могут возникнуть проблемы с работой, если серьезные травмы получаешь.
Несмотря на это, один из минусов футбола в последнее время – это проявления расизма. Как вы относитесь к расизму в футболе?
В: В плане проявления расизма – отрицательно. Даже в любительской лиге играют представители различных народов и наций, и никогда никакого давления на них не было.
С: Я не понимаю этой истерии вокруг расизма, это все раздуто, возможно, даже средствами массовой информации.
А: Ну да, когда бросают какие-либо предметы (иногда бананы) это уже некрасиво. Освистывать могут абсолютно всех игроков, это нормально для футбола, но вот кидаться бананами - это уже прямое оскорбление на расовой почве. Таким образом они уже подчеркивают, что ты не такой как все.
Что вы можете сказать про своего капитана? Какую роль он играет в вашем коллективе, важно ли вам его мнение? Играет ли он роль тренера?
С: Это человек, который нас организовывает. Он отвечает за сбор команды, за замены во время матча. Однако, это все обсуждаемо, нет такого, что он один принимает все решения, это всегда обговариваемые действия, особенно, если это касается кардинальных изменений. Ребята его уважают.
В: У него есть вес в коллективе. Он «отец-основатель». Но несмотря на все это, он не тренер. У большинства любительских команд нет тренеров, как таковых.
Теперь вопрос к капитану. Чувствуешь ли ты ответственность за команду, за результат матча?
О (К): Да, определенно. Обычно говорю себе, что я отвечаю за состав и за результат, это позволяет мне принимать решения. И в команде я тоже об этом говорю, что «ребята, я принимаю такие-то решения, ты должен поменяться вот с тем, тогда то». Я несу ответственность за результат.
Но я всегда открыт для пожеланий и замечаний, то есть, если ко мне подойдут и скажут, что где-то нужно изменить тактику по определенной причине, тогда я прислушаюсь. Если от группы людей нужно выполнение какой-либо задачи, то должен быть хоть какой-то координатор, и данную роль я стараюсь выполнять.
У нас есть ключевые игроки, которые играют большую роль с точки зрения игры. Я же играю сильную роль с точки зрения организации. Я стараюсь работать над тем, чтобы мы оставались сильными как команда в совокупности. У нас никто не заставляет приезжать тебя на матчи. Они самостоятельно (по собственному желанию) приезжают, самостоятельно думают об играх, самостоятельно выходят на поле и у них все получается.
Меня не было год в команде (я уходил в армию) и костяк команды остался, они сами организовывались. Без меня команда играть будет, а вот как – это уже другой вопрос. Но все же я стараюсь ездить на все матчи, чтобы быть в курсе всех событий и принимать более взвешенные решения. Чтобы знать, кто сейчас играет лучше, а кто хуже, кого лучше ставить. Я должен владеть большим количеством информации, чем остальные игроки, чтобы принимать решения.