Трудно заглянуть в бездну человеческой души и не ужаснуться. Леонид Андреев – один из тех редких писателей, что запечатлели этот опыт в слове. Concepture публикует статью о творчестве видного представителя неореализма.
Возвращение
Без творческих исканий Леонида Андреева история русской литературы начала XX века однозначно лишилась бы одной из самых интересных своих страниц. Начавший свою творческую карьеру в 1890-х гг., Андреев уже к 1905 году стал одним самых популярных литераторов, приковывая к себе неиссякающий интерес со стороны читательской публики. Однако в дальнейшем Андреева постигла незавидная участь незаслуженно забытых писателей.
Он умер в эмиграции, вдали от любимой родины, и конец его жизненного и творческого пути не вызвал должной общественной реакции. А потом в связи с тем, что наследие Андреева не имело никакого политического смысла в рамках социалистического искусства, оно было и вовсе надолго вычеркнуто из истории литературы. К счастью для современного читателя, имя Леонида Андреева заняло по праву принадлежащее ему место в ряду других деятелей культуры.
«Проклятые» вопросы без ответов
Творчество Андреева настолько многогранно и разнолико, что причислить его к какому-то определенному литературному течению не представляется возможным. В его произведениях можно встретить и поэтику символизма, и экспрессионистскую выразительность, но все же он оставался в рамках реализма, поскольку признавал объективность реальности. Вместе с тем его интересовали специфика человеческого сознания, глубины человеческой души, отношения человека с миром.
«Проклятые» вопросы бытия стали сердцевиной андреевского творчества, главной его темой. Но к этому не сводилась тематика всех произведений скандального писателя, свидетельствуя о неоднородности его художественного мира. Уже в первых рассказах Андреева обнаружилась традиция Чехова и Достоевского в изображении человека и его лабиринтообразной души. Герои Андреева живут с мыслью о том, «какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного».
Наиболее яркая картина искаженного мира, неполноценности человеческого бытия, отсутствия подлинности нарисована им в рассказе «Стена», где толпа несчастных прокаженных тщетно пытается пробиться сквозь стену, за которой есть настоящая человеческая жизнь. Образ стены Андреев интерпретировал сам:
«Стена – это все то, что стоит на пути к новой, совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это несовершенство человеческой природы с болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это вопросы о цели и смысле жизни, о Боге, о жизни и смерти – «проклятые вопросы».
Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club
Автор текста Ефрем Таскин