Борис Ротенберг такой не один.
Жерар Пике и его дедушка
Стать сосьос (официальным болельщиком) клуба спустя несколько дней после рождения. Получить место в престижной академии Ла Масии. Вживую увидеть главного тренера первой команды в 12 лет. Жерару Пике определенно повезло с дедушкой – Амадор Бернабеу (бывший член совета директоров «Барселоны») сделал все, чтобы у его внука получилось в футболе.
Особенно запоминающейся вышла история с приглашением в дом Пике Луи ван Гала. Знакомство с коучем «Барсы» не задалось, но совет от голландца Жерару наверняка пригодился. «Я был совсем юн и не знал его, но у него были хорошие отношения с моим дедом, – рассказывал Пике. – Однажды, когда мне было 12 или 13 лет, мне представился шанс увидеть его. Он приехал в дом моего дедушки, зная, что я играю за молодежную команду «Барсы». Заприметив меня, он лишь презрительно посмотрел и резко толкнул меня на пол. После чего произнес: «Ты недостаточно силен, чтобы стать центральным защитником».
Илия и Душан Петковичи
Твой основной нападающий пролетает мимо чемпионата мира из-за травмы. Тебе нужно срочно вызвать дополнительного игрока, чтобы заполнить заявку на турнир. Твои действия? Правильно: пригласить собственного сына. Защитника по амплуа.
Именно так поступил главный тренер сборной Сербии и Черногории Илия Петкович перед ЧМ-2006. Коуча совсем не смутило, что за шесть лет в национальной команде его сын Душан провел всего семь матчей, а за последний год появлялся на поле только пять раз. Реакция публики говорила сама за себя: бывший капитан сборной Югославии Драган Стойкович назвал этот поступок позорным.
Смягчил удар сам Душан. Наслушавшись критики в местной прессе, Петкович-младший отказался от приглашения в сборную, мотивировав это «нежеланием давить на отца и партнеров по команде». Не то чтобы это помогло и сильно сплотило сборную: она проиграла все три матча в Германии, пропустив 10 голов.
Харри Реднапп и Фрэнк Лэмпард
Болельщики «Вест Хэма» утверждали, что Фрэнк недостаточно хорош для игры за их клуб и выходит на поле только по протекции дяди. Волна недовольства достигла пика на встрече с командой в 1996 году – Харри пришлось даже вступиться за племянника после вопроса особенного назойливого фаната.
«Я не хотел это говорить в его присутствии, но он взойдет на вершину, уж поверь мне. У Фрэнка есть все, чтобы стать полузащитником топ-класса. У него великолепное отношение к делу, он умеет пасовать, забивать и раздавать голевые передачи», – нахваливал Реднапп своего близкого родственника.
Чутье Харри не подвело: Лэмпард трижды выиграл чемпионский титул Премьер-лиги и несколько раз признавался лучшим игроком сезона по разным версиям. Любимчик парней с Зеленой Улицы Скотт Канэм (именно его советовали включить в состав вместо сопливого Лэмпарда) добился куда меньшего – скромная карьера в английских низах вроде «Брентфорда» и «Лейтон Ориент».
Стив и Алекс Брюсы
Несмотря на то, что воссоединение отца и сына в «Халле» произошло во многом случайно (Алекс планировал переехать в MLS, но беременность жены заставила остаться в Англии), «кумовство» давно вошло в список самых используемых тегов при упоминании семьи Брюсов. «К сожалению, еще в школе говорили, что он играет за местную команду благодаря своему отцу», – отчаянно сокрушался Стив в интервью Four Four Two.
Во время их совместного пребывания в «Халле» (Стив покинул клуб перед началом этого сезона) эту тему поднимали даже внутри команды – конкретно защитник Абдулайе Файе. Сенегалец до сих пор уверен, что места в составе он лишился из-за покровительства Брюса-младшего. «Возможно, это прозвучит слишком громко, но тренер отказался от меня ради сына Алекса. Он никак не объяснил и не обосновал свой выбор. Это было настолько неловко, что даже игроки протестовали, когда видели его на скамейке запасных», – уверяет Файе.
Фергюсоны
Первые серьезные упреки в адрес сэра Алекса посыпались после нашумевшего документального фильма BBC в 2004 году. Как рассказывал позже сам Фергюсон, телекомпания выставила его сына Джейсона (футбольного агента по профессии) как человека, использовавшего влияние и статус отца для работы на трансферном рынке.
Обвинив боссов BBC в высокомерии и нежелании извиниться, шотландец на протяжении семи лет игнорировал традиционные интервью в рамках передачи Match of The Day. Только в 2011-м стороны уладили конфликт, и Гари Линекер наконец побеседовал с самой обсуждаемой персоной среди тренеров АПЛ.
Чуть менее захватывающе развивалась сюжетная линия, связанная с другим сыном Фергюсоном – Дарреном. На протяжении четырех лет тот выступал под руководством отца за «Манчестер Юнайтед», но до сих пор считается одним из худших игроков, бравших чемпионский титул Премьер-лиги. Став тренером, Даррен получал помощь в виде арендованных у «МЮ» игроков – сэр Алекс был настолько принципиален, что после увольнения сына из «Питерборо» мгновенно аннулировал сделку по переходу Дэнни Уэлбека.
Карло и Давиде Анчелотти
Идейные вдохновители этой подборки на прошлой неделе воссоединились в «Баварии». 27-летний Давиде был назначен помощником отца. Это уже не первый случай, когда Анчелотти работают вместе: в «Милане» Карло пытался устроить сына в местную академию (добраться до первой команды не удалось), в «Реале» тот работал в качестве тренера по физической подготовке (уехал вместе с Карло).
Справедливости ради, Давиде получает ответственную должность не только благодаря связям отца. Перед отъездом на «Сантьяго Бернабеу» Анчелотти-младший заработал степень по спортивной науке, перед мюнхенскими приключениями в совершенстве освоил немецкий язык. «Я помогаю нашим тренерам на тренировках и при подготовке к игре. Объясняю игрокам упражнения или просто помогаю с переводом. Мой отец хорошо разговаривает по-немецки, но пока не все понимает», – рассказал Давиде о своей специфической роли.
Муаммар и Аль-Саади Каддафи
Сын бывшего ливийского лидера провел 18 матчей за сборную страны в период с 2000 по 2006 годы, но самое удивительное не это: нападающий, которого сравнивали с «13-летним пацаном, внезапно оказавшимся во взрослой команде», выступал в трех итальянских клубах («Перуджа», «Удинезе», «Сампдория») и даже добился просмотра в «Ювентусе».
Кадаффи-младший настолько сильно хотел проявить себя, что во время пребывания в «Перудже» нанял олимпийского чемпиона в беге на 100 метров Бена Джонсона, а технику совершенствовал под присмотром Диего Марадоны. Все это не помогло Аль-Саади добиться успеха: два выхода на замену за четыре года на полуострове (15 минут в «Перудже» были предусмотрены по контракту) и положительный допинг-тест на употребление наркотиков.
Валерио Бертотто, капитан «Удинезе» тех времен, нарисовал хороший портрет футболиста Каддафи: «Знаете, он понимал, как работать, ухаживать за мячом. Если он задумал отдать хороший длинный пас, у него получалось. Его главная проблема была в выносливости. Ему не хватало сил, скорости, он не мог стать профессионалом. Да, он был фанатиком, но не был настоящим футболистом».