Найти тему
Моя Индия

Куда в Индии туристам ездить запрещено – ч. II

Оглавление

Индия, при всей своей любви к иностранным туристам, не полностью открыта для посещения. В стране есть районы, для пребывания в которых требуется отдельное специальное разрешение (пермит), а также совсем запретные зоны.

Начало здесь.

4. Мизорам

Самый неиндийский штат Индии соединен со страной небольшим перешейком. На западе штат граничит с государством Бангладеш, на востоке – с Мьянмой. Население тоже к Индии имеет мало отношения: в незапамятные времена живописные берега Бенгальского залива облюбовали выходцы из Монголии и Китая. Сами себя они называют народом мизо. Всего в штате проживает около миллиона человек, к мизо себя относят более 90%. Поразительно, но этот удаленный от центра сельскохозяйственный регион занимает первое место среди индийских штатов по уровню грамотности – 91%.

Запрет на посещение штата иностранцами носит формальный характер: во-первых, чтобы там оказаться, надо пересечь неспокойный Манипур, во-вторых, в Мизораме совершенно отсутствует туристическая инфраструктура. Хотя посмотреть там есть на что. Как и в Манипуре, по приезду необходимо навестить офис ФРРО и прослушать лекцию о технике безопасности в джунглях. Других опасностей в штате нет, народ мизо очень доброжелателен и миролюбив.

-2

Почти 100% территории штата покрыто бамбуковыми джунглями. Бамбуковые пальмы цветут раз в 50 лет, и это очень опасное время в жизни мизо. В 1959 году, когда Мизорам был еще частью штата Ассам только обретшей независимость Индии, в штате из-за повального цветения бамбука случился тотальный голод. Несмотря на призывы о помощи, официальный Дели проигнорировал сигналы. Это стало причиной народного восстания и движения за суверенитет, апогей которого случился в 1966 году. Это был единственный в истории Индии случай, когда государственная авиация бомбила территорию собственной страны. Тем не менее, в 1987 году Мизорам официально стал самостоятельным штатом.

-3

Главная достопримечательность штата – его флора. Здесь произрастает масса эндемиков, многие из которых культивируются как домашние растения и распространяются по всему миру.

-4

5. Нагалэнд

Очень необычный, колоритный и опасный штат. Запрет или разрешение на посещение туристами регламентируется каждый год в зависимости от обстановки. Например, в текущем 2018 году посещение разрешено (с обязательным визитом в ФРРО в Дели), но уже со следующего января оно может быть отменено, так что учитывайте.

-5

Нага – это древний народ, говорящий на одном языке, но разделенный на 16 основных племен и 20 маленьких народностей. Объединяет их только несколько параметров. Во-первых, это народы горные, живущие выше двух км над уровнем моря. Отсюда общие представления об экономике, хозяйствовании, быте в соответствии с особым климатом. Во-вторых, народы нага никогда не знали индуизма и ислама, будучи шаманистами-анималистами, но в середине XIX века здесь неожиданно прекрасно прижилось христианство, причем самых разнообразных конфессий. В результате теперь это самый христианский штат Индии (более 95% исповедующих). В-третьих, общим языком для всех является английский.

-6

А дальше только различия и противостояния. Испокон веков нагские народности воевали друг с другом. «Охотники за головами» - в Нагалэнде это отнюдь не фигуральное выражение. По древним обычаям мужчина мог считаться таковым только после того, как закрепит над входом в свое жилище голову убитого врага, – как правило, из соседнего племени. Причем этот факт не запрещал, например, посвататься к его же сестре или дочери (внутри одного клана браки запрещены). С приходом христианства головы врагов на крыльце сменили головы убитых обезьян. Но по сей день этот атрибут (череп) для нагов является, скорее, орденом, чем уликой. С этим и связаны запреты на въезд в штат.

После убийства врага на лицо мужчины наносились соответствующие татуировки, совсем как в российской тюрьме, своеобразные знаки отличия. У молодых современных нагов вы их вряд ли увидите, но у мужчин старше 60 лет – запросто. Так что имейте в виду.

-7
-8

Кроме того, Нагалэнд – весьма политически активный штат. Наибольший процент доверия здесь набирает Национальный социалистический совет Нагалэнда, отстаивающий дальнейшую самостийность штата. Кроме того, наги мутят воду и в соседних штатах – Ассаме и Манипуре, где они также компактно проживают. На уровне правительства экстремисты из числа нага считаются потенциально террористическими (вроде наших ваххабитов-кавказцев).

-9

А в остальном – прекрасная природа, удивительная флора и фауна. С этой точки зрения Нагалэнд называют царством соколов – здесь наибольшее в мире число разновидностей хищных птиц на квадратный километр.

6. Трипура

Удивительнейшее место на планете Земля. Это довольно небольшой (10 тысяч кв. км) участок между Бангладеш и Мизорамом, где пока еще сохранились коренные бенгальцы – народ, населявший северный Индостан до пришествия ариев. Бенгальцев теснили все подряд: и великие моголы, и шиваисты, и китайцы, и соседи-джайны… В общем, трипурцев сейчас около 4 миллионов, а исповедуют они по-прежнему ведантство, то есть основы индуистской религии. Но поскольку в современном мире эта религия не жизнеспособна в силу архаичности, она переродилась в коммунизм. И таки да: Трипура – штат победившего коммунизма во главе с Марксом. В чем-то похоже на Северную Корею, но без перегибов. По крайней мере, привычные нам статуи Ленина, Маркса и Энгельса тут на каждом углу.

-10

Больше Трипуре похвастаться нечем. Экономики – ноль. Более 90% земель используется в производстве риса, почти все получаемое богатство идет на нужды штата. Все остальные мирские блага штат получает благодаря различным программам ООН. При этом в плане ценообразования это самый дешевый штат в Индии.

-11

Хотя с историко-географической точки зрения Трипура – бесценна. Здесь практически никогда не проводились серьезные археологические раскопки. Более того, Трипура – единственное место в мире, где пока еще сохранились естественные местообитания бенгальского тигра, гималайского медведя и других редких джунглевых животных в природной среде (самое время вспомнить Маугли). На малюсенькой территории штата – один национальный парк и четыре национальных заповедника, куда вход туристам без сопровождающих запрещен.

-12

Впрочем, сюда без особого разрешения, выдаваемого в офисах ФРРО в Дели или Мумбаи, вы и так не попадете. Причина та же: надо проехать через Ассам или Манипур. А дальше – как повезет, но рассчитывайте на свои собственные силы и резервы.

7. Ассам

Одна из главных рек Индии – Брахмапутра – протекает через Ассам. Собственно, междуречье между Индом, Гангой и Брахмапутрой и есть Великая Бхарати, или Индия на западный манер (для тех, кто не в курсе, Индия – западноязычное название страны, местные именуют ее Бхарати).

-13

Так уж исторически-политически сложилось, что современное государство Индия лишилось своих главных водных помощников. Ныне Инд течет по Пакистану, Брахмапутра бросает свои воды в океан на территории Бангладеш… Кали-юга, что тут говорить. Одна надежда на Великую Гангу.

-14

Ассам – это территория вечных войн. Кто бы тут ни жил припеваючи, всегда находились завистливые соседи. Ибо так уж благодатны местные края, настолько целебен горный воздух и великолепен местный напиток – чай, откуда он и пошел царствовать далее по всей Земле. Да, именно в Ассаме появились первые в мире чайные плантации, и как бы ни пыжились китайцы в попытках отобрать в этом виде кулинарии марку первенства, Ассам стал торговать чаем примерно в те времена, когда в Месопотамии только начинало складываться государство. А про Египет и Грецию вообще молчим – об ассамском чайном напитке упоминал и Птолемей, а потом и все вообще, кому не лень было тратить драгоценные пергаменты и чернила.

-15

Сегодня все выглядит печальнее, чем несколько тысяч лет назад. С момента обретения Индией независимости (1947 год) северо-восточный штат Ассам стал известен как штат «семи сестер», включавший в себя близлежащие Мизорам, Манипур, Мегалайю, Нагалэнд, Трипуру, а также гималайские районы Аруначал-Прадеш и Сикким. Причем данное положение вещей было установлено законодательно без учета мнения проживающего на этих территориях населения. Само собой, там начались волнения, которые продолжаются так или иначе по сей день. Ибо очень уж разные это территории, как экономически, так и по религиозно-философски-антропологическим признакам.

В первом тысячелетии нашей эры Ассам был процветающим государством под названием Камарупа. По описанию грека Птолемея, кираты, населяющие данную территорию, имели светлый цвет кожи и волос, высокий рост и подчиняли себе диких животных - львов (очевидно, речь шла об ирбисах, так как данная территория выше 2000 м над уровнем моря). Потом свое благосостояние царство сделало на медных рудниках, впрочем, более ничем другим в истории отмечено не было. Примерно с XIII века индийские махараджи осознали, что такое чай (до этого он тут рос диким образом), и финансово принудили местный народ его возделывать. Они же и принесли в Ассам индуизм. К этому же времени относится и культурный расцвет Камарупа, выразившийся преимущественно в театрально-драматургическом искусстве. Потом сюда пришли мусульмане, запретившие всё (чай было можно только в смеси с молоком), а потом англичане. Этих товарищей коренное население Ассама восприняло как духовных гуру, так как христианство очень пришлось по душе уставшим от междоусобиц местным жителям. С момента обретения Индией независимости (1947 год) под эгидой Великого Ассама власти пытались объединить разношерстные племена Мегалайи, Мизорама, Нагалэнда, Манипура и других соседних народов, но безуспешно. Почти все из них на сегодня получили независимость в виде самостоятельной административной единицы.

-16

В настоящее время на территории Ассама сильны оппортунистические настроения, явное большинство в своих рядах и, по опросам независимых международных агентств, в политических предпочтениях населения имеет такая организация как «Объединенный фронт освобождения Ассама», их главный лозунг – «Ассам для ассамцев». Вооруженные столкновения с индийским правительством продолжаются до сих пор.

Основная проблема для индийских властей – неконтролируемый поток беженцев из Бангладеш. Ассамцы принимают бангла как своих, несмотря на их приверженность к мусульманскому вероисповеданию (70% ассамцев – индуисты), но для властей это лишний геморрой в плане предоставления рабочих мест, социализации и так далее. Тем не менее, за последнее десятилетие рейтинг Ассама как потенциально террористического штата вырос выше, чем рейтинг соседнего с Пакистаном Кашмира, а это очень тревожный показатель.

-17

В туристическом смысле Ассам недоступен. Есть масса хитрых способов обмануть правительство и попасть на территорию штата через соседние регионы, но надо ли оно вам? Для самых отмороженных – да, там есть красивые места, относительно тихие и в исследовательско-антропологическом смысле привлекательные деревни, но все равно Ассам сегодня – одна из горячих точек планеты. В любом случае, удача любит смелых. Если поедете – пишите и снимайте как можно больше, это стоит дороже всех премий мира.

Продолжение следует.