Найти в Дзене
Корнет Сфумато

Томас Моран. Художник на Диком Западе.

«2-е августа. С утра фотографировал и делал наброски озера и реки. К вечеру решил вернуться в лагерь у Горячих источников. 30 миль прошёл по бурелому, понял, что заблудился. Проблуждав по густому лесу и зарослям на склоне горы, вышел к лагерю только в половине одиннадцатого ночи.»

Дневник Томаса Морана. Экспедиция в Йеллоустоун под руководством Хейдена.

Художники, подвергавшие свои жизни реальной опасности ради того, чтобы оставить потомкам на полотнах уникальные сюжеты и свои впечатления, всегда вызывали во мне особенный трепет. К таковым можно отнести и Томаса Морана — в России не очень известного, но на Западе, особенно в США, глубоко почитаемого. А ещё буквально на днях был день его рождения.

Томас Моран родился 12 февраля 1837 году в Болтоне, Англия. Его папа был ткачом и всю жизнь работал руками. А Великобритания была пионером среди стран, вступивших в эпоху промышленной революции. Папашу заменили станком — есть не просит, с начальством не спорит. Обиженный на родную империю Моран-старший собрал манатки и отправился в Новый свет. Остановился в Кенсингтоне, штат Пенсильвания — там с новомодными станками было похуже, а с работой для ткача — получше. Томас с его старшим братом Эдвардом получили начальное образование. Эдвард решил стать художником, и восхищённый волшебством, происходящим в студии, где работал брат, Моран-младший тоже решил пойти по его стопам и начал помогать брату в студии. Неподалёку располагался город Филадельфия, где Томас нашёл себе наставников среди художников. В свои двадцать с небольшим молодой человек начал участвовать в выставках. В 1860 году написал известную картину «Сальватор Роза и бандиты». Очевидно, что молодой живописец был вдохновлён образом жизни итальянского художника и поэта Сальватора Розы, который путешествовал по глухим уголкам Италии, нередко служившим пристанищем всевозможного сброда.

-2

Ещё у Томаса был третий брат — Джон. Он был фотографом. В общем, все 1860-е годы трое братьев постоянно выбирались в небольшие экспедиции недалеко от тех мест, где они жили. Интересностей вокруг было полно — Америка тогда ещё представляла собой землю нехоженых троп и белых пятен на карте. Чуть сойдёшь с дороги — и вот тебе девственные леса с водопадами, енотик играет на свирельке, олени водят хороводы…

1859
1859
1864
1864

И если Сальватор Роза сыграл свою роль в формировании Томаса как художника-путешественника, то Уильям Тёрнер сформировал его художественный идеал. Оригиналов братья Мораны не видели, но от гравюр и репродукций пришли в полный восторг. В 1862 году Томас с Эдвардом поплыли в Англию, чтобы увидеть работы Тёрнера воочию. В Лондоне они скопировали несколько работ Уильяма и отправились в путешествие по побережью Британии. У Тёрнера Томас пытался перенять его свободу, раскрепощённость и фантазию и перенести их в свой пейзаж.

Тёрнер
Тёрнер
Моран
Моран

В 1866 году Томас снова поплывёт в Европу, уже не только в Англию. И в 1867 году в Париже он выставит своё полотно «Дети горы». Картину отлично приняли как прекрасный образец настоящего реалистичного искусства Нового света. Вот только прикол в том, что Томас её выдумал из головы, и в Скалистых горах США на тот момент ещё не был. А все подумали: «Так вот они какие, горы-то ваши Скалистые». Тем не менее этот факт помог художнику через четыре года выбить себе финансирование на экспедицию, которая изменит всю его карьеру.

-7

Итак, летом 1871 года художник впервые посещает Йеллоустоун. Журнал «Скрибнерс» попросил Томаса переделать наброски из этой небольшой экспедиции в полноценные иллюстрации и выпустил статью «Чудеса Йеллоустоуна», где впервые написал фразу «Место, где ад вспузырился», которая впоследствии надолго приклеилась к этому месту. Поражённый увиденными там пейзажами, Моран уже через несколько недель принимает участие в новой экспедиции под руководством известного геолога Фердинанда Хейдена. Благодаря фотографу Джексону, также принявшему участие в экспедиции, остались весьма интересные фотографии.

-8
-9
-10

В экспедиции Томас провёл более сорока дней, и это было настоящее приключение. Так как интересы геологов и художника несколько расходились, ему часто приходилось отлучаться из базового лагеря и путешествовать одному. Кроме того, что в таком предприятии приходится добывать еду охотой, проводить дни напролёт в седле и спать под открытым небом, а порой и под дождём, так ещё и за каждым углом подстерегает настоящая опасность в лице пум и прочих медведей гризли… Отлучаясь, Томас брал с собой кроме этюдников ещё и пистолет. Но будем откровенны: стрелять в гризли из пистолета — всё равно, что пугать ежа голой жопой. Морана пронесло, применять оружие не пришлось, а теперь этот пистолет хранится в музее Йеллоустоун, наряду с другими его вещами из экспедиции. В 1872 году под влиянием членов экспедиции Йеллоустоун был объявлен первым в мире национальным парком. Художник же создал множество зарисовок и акварелей, которые позднее стали основой нескольких его картин.

-11
-12
-13

Конгресс США приобрёл работу Томаса «Большой каньон Йеллоустоуна» за 10 000 долларов. С учётом инфляции сейчас это примерно 280 000 долларов. Конечно же, такая удача перевернула жизнь художника — теперь он был богат и мог себе позволить любые путешествия.

-14

В 1873 году он участвует в экспедиции Джона Уэсли Пауэлла в Большой Каньон, в Колорадо, продолжая писать почти что нехоженые и точно неизвестные до того времени широкой публике уголки дикой Америки. Картину «Разлом Колорадо», написанную Томасом под впечатлением от поездки, конгресс США тоже купил за 10 000 долларов.

-15

В 1875 году художник пишет ещё одну свою известную картину — «Гора святого креста», в которой от себя вписал живописный водопад. В ответ на упрёки Томас сказал известную фразу: «Конечно же, я идеализирую — топография в живописи не значит ровным счётом ничего».

-16

К тому времени Морану удалось затмить даже самого  Альберта Бирштадта, виднейшего представителя школы реки Гудзон. В начале 1880-х годов он построил себе большой дом на Лонг-Айленде, и, перебравшись в него, начал искать вдохновение в новых для себя пейзажах, в том числе морских.

-17

В 1882 году художник с семьёй решил наведаться на малую родину — в Болтон, где он родился. По совместительству решил устроить в Англии большую выставку и привёз с собой 22 картины маслом, 100 акварелей и 25 иллюстраций. И всё продал! А кое-что купил сам Джон Рёскин… Моран попутешествовал по Великобритании, был в Шотландии, потом отправился в Мексику, Кубу, и снова по Европе…

Шотландия
Шотландия

В 1890-е годы художник снова обращается к пейзажам американского запада. Вместе с братом они отправляются в большое путешествие — посещают Аризону, Неваду, Солт-Лейк-Сити, Айдахо. В это же время его старый знакомый Хейден называет одну из вершин гряды Титона «Гора Моран». Томас пишет несколько замечательных картин по впечатлениям об экспедициях, но признаётся, что вынужден писать пейзажи Восточной Америки, потому что там в основном находятся его покупатели, а людям с востока не всегда понятна загадочность и величественность гор. А вот болото, например, очень даже понятно.

-19
-20

В начале 20-го века художник заключил отличный контракт с Железными Дорогами Санта Фе на написание нескольких картин и иллюстраций, которые будут использованы в коммерческих целях. Надо сказать, что железные дороги в США тогда были во многом частными предприятиями и могли платить огромные деньги. В общем, Томас стал лицом не только железных дорог, но и Большого Каньона. В конце своей жизни Моран по-прежнему много путешествовал, в том числе и в Европу. Про Альпы, кстати, сказал: «Горы, конечно, прекрасные, но по сравнению с горами Северной Америки как-то не очень». Умер он в Калифорнии 26 августа 1926 года, не расставаясь с кистью до последних своих дней.

-21
-22
-23