Найти тему

Затонувшие сокровища Эрмитажа на 1,5 миллиарда €

Судно «Фрау Мария» вышло из Амстердама в октябре 1771 года. По документам, судно везло дипломатическую почту в Петербург. На самом деле груз составляли произведения искусства и ценности для императорской коллекции Эрмитажа. Груз включал коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток и около 300 картин фламандских и голландских художников золотого века, среди которых находились полотна Рембранта.

Пройдя через Германию, Данию и Швецию, у порта в городе Турку (тогда — Або), судно попало в шторм, налетело на скалу и постепенно стало уходить под воду. Экипаж сумел спастись.

Так выглядело судно "Фрау Мария"
Так выглядело судно "Фрау Мария"

После крушения Екатерина II в течение 2 лет пыталась договориться со шведским королём Густавом III о том, чтобы груз был поднят из территориальных вод Швеции и доставлен в Россию. Работы были начаты, но судна почему-то не оказалось на месте крушения.

О судне, затонувшем среди рифов в ночь с 8 на 9 октября 1771 года, постепенно забыли. Прошло два столетия, прежде чем о нем вспомнили вновь. Началось с того, что финский историк Кристиан Альстрём встретил упоминание о «Фрау Марии» в Национальном архиве Финляндии. Известие о находящимся где-то в Балтийском море корабле с несметными сокровищами взбудоражило кладоискателей. Начались поиски. Большой интерес к ним проявляли финские водолазы-любители. Ими предпринималось множество попыток найти судно, которые долгое время ни к чему не приводили, так как были бессистемными.

Тем не менее в 1999 году группа финских дайверов под руководством Рауно Койвусаари обнаружила останки корабля недалеко от островов Юрмо и Бургстё на глубине около 40 метров. С момента кораблекрушения прошло 227 лет, 8 месяцев и 18 дней. Последовала целая серия погружений с целью исследовать «Фрау Марию». Финским аквалангистам удалось поднять судовую кассу корабля, в которой хранилось почти 700 русских монет, а также другие артефакты, позволившие достоверно подтвердить что найдено именно то самое судно.

Место крушения судна "Фрау Мария" было обнаружено через 227 лет
Место крушения судна "Фрау Мария" было обнаружено через 227 лет

С момента обнаружения судна началась юридическая битва за ещё не поднятые сокровища. На них претендуют несколько сторон:

1. Голландия, как изначальный собственник груза. Однако к настоящему времени претензии голландской стороны почти полностью отвергнуты. Документально установлено, что Екатерина 2 полностью расплатилась за груз, таким образом право собственности целиком перешло к российской стороне.

2. Россия, как правопреемник Российской империи - юридического собственника затонувшего груза.

3. Швеция, как государство, которому в момент затопления судна принадлежала Финляндия.

4. Группа аквалангистов, обнаруживших груз - согласно морскому праву.

5. И наконец Финляндия в чьих территориальных водах находится груз.

Наибольшие шансы в настоящее время как раз у финской стороны. Дело в том, что в Финляндии принят закон, что любой груз с затонувшего судна, пробывший на её территории более 100 лет, считается собственностью финского государства. Независимость Финляндии была предоставлена в 1918 году после Октябрьской революции. Таким образом именно в 2018 году истекает ровно 100 лет, с тех пор как груз формально находится в финских территориальных водах, хотя фактически находится под водой уже почти 250 лет. В России полагают, что именно с этим сроком связаны многочисленные бюрократические препоны на пути энтузиастов, планирующих профинансировать подъём с российской стороны. Такого мнения, например, придерживается глава Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Почему же вокруг судна возник такой ажиотаж. Казалось бы, за 250 лет под водой картины должны быть полностью уничтожены морской водой. Однако, по некоторым сведениям, картины, для транспортировки были упакованы в герметично запаянные свинцовые тубусы, залитые воском. Таким образом, по оценке специалистов, если тубусы не повреждены, то картины находятся в абсолютной сохранности, практически в первозданном виде. Стоимость картин, по современным оценкам может достигать 1,5 миллиардов евро.

По расчётам финской стороны стоимость подъёма будет составлять 80 миллионов евро. Сроки проведения работ - около 7 лет. Российская сторона готова поднять судно за 2 месяца и полностью профинансировать работы. Юридические споры продолжаются. Будем смотреть, чем закончиться история, начавшаяся 247 лет назад.