Путь Василия Кандинского к творчеству был смелым и необычным — доцент юридического факультета в 30 лет бросает карьеру преподавателя Московского университета и решает посвятить себя живописи. Желание проявить себя как художника взяло верх, но научный подход ко всему, в том числе к искусству, остался. Кандинский стал не только первооткрывателем абстракционизма, он был одним из немногих художников, которые пытались понять и объяснить технологию создания образов. Он считал, что форма и цвет в художественном мире жизнеспособны сами по себе, без привязки к предмету. Чтобы описать спокойствие и любовь, тревогу и равнодушие не обязательно писать людей, природу и вообще узнаваемые объекты. Передать внутреннюю пульсацию произведения и настроение художника может даже абстракция, а главные трансляторы эмоций — краски. Объединив свои знания и исследования, в 1911 году Кандинский выпускает фундаментальную работу «О духовном в искусстве». Вскоре она окажет влияние на все сферы творчества, включая промышленный дизайн и архитектуру.
Искусство Василия Кандинского всегда исследовало взаимосвязь между цветом и зрителем. Свою теорию цвета он строит на естественных природных цветах: красном, жёлтом, синем, зелёном. Белый и чёрный относит к «молчащим» цветам. Белое — возможность для рождения нового цвета. Чёрное — уничтожение всех цветов. Серые и коричневые цвета он и вовсе нарочно избегает, считая их «пустыми». А ведь в массовой архитектуре именно эти «пустые» цвета и превалируют в современных зданиях. Но массовая архитектура обычно мало следует за идеей, в ней главное — практическая польза и экономия ресурсов. Есть и другая история, в которой архитектура — рассказчик, сигнал, рупор или символ. Представляем примеры современной цветной архитектуры, которая полностью отражает идеи великого мастера цвета.
Медицинский центр в Испании
Красный в теории Кандинского — цвет огня и любви. Живой, тёплый, сильный, бурлящий. Он создаёт энергию и движение внутри себя. Но, как и любой подвижный элемент, в реальной жизни он склонен к изменениям и отклонениям. Активный красный цвет использовали для Центра поддержи молодежи с поведенческими проблемами при нейропсихиатрическом центре в Сарагосе.
Исторически сложилось, что подобные медицинские заведения прячутся за городом и стараются не привлекать внимание даже внешним видом. Их задача — остаться незамеченными и сделать своих обитателей незаметными для общества. Но, по мнению архитектора, здание также способно помочь людям с психическими проблемами стать частью общества, насколько это возможно. В этом проекте красный цвет — символ, который делает скрытое явным, подчёркивает важность социальной работы и лишает нас предубеждений.
Штаб-квартира Falcon в Мехико
Жёлтый — резкий, захватывающий, пробивной. Он соответствует всему динамичному и стремительному. В теории Кандинского, жёлтый двигается вперёд к зрителю, захватывает его внимание и увлекает вверх за границы картинной плоскости. Именно он создаёт идеальную связь между картиной и зрителем.
Для фасада офиса компании Falcon в Мехико архитекторы использовали именно жёлтый. Компания производит медицинские инструменты и оборудование, в офисе планирует встречаться с клиентами, знакомить со своими разработками и заключать сделки для сотрудничества. По задумке архитекторов, дизайн должен дополнить имидж прогрессивной и высокотехнологичной корпорации. Само здание расположено в лесу, в интерьере также много природных элементов, от растений до камней. Идея дизайнеров состояла в том, чтобы показать, что новые технологии не обязательно могут мешать привычному миру или менять его, наоборот, они его дополняют, делают безопасней и комфортней. Именно так они выстраивают свою идеальную связь между компанией и её клиентами.
Социальное жильё в Мадриде
Зелёный — это тишина, умиротворение и покой, но со скрытой пассивной силой. Внешнее равновесие зелёного обладает потенциалом движения, считает художник. Каким будет это движение и будет ли вообще, определяют оттенки. Зелёный — это смешение синего и жёлтого, чем холодней оттенок, чем больше в нём синего, тем больше тормозится движущая сила жёлтого.
Проект социального жилья в Мадриде — яркое воплощение «зелёной» теории Кандинского. Жилой дом имеет оригинальный дизайн фасада с поликарбонатными панелями в трёх оттенках зелёного. Фактически, это один из первых проектов социального жилья, в которых фасад полностью закрыт пластиком. Внешняя оболочка защищает фасад от пыли, шума и ультрафиолета. Восьмиэтажный дом рассчитан на 123 квартиры. Привычного подъезда нет, внутри дома сделан единый холл с лестницей, объединяющей все этажи, — жители могут ходить друг к другу в гости, не выходя из дома.
Небесный дом в Роттердаме
Синий — типичный небесный цвет. В зависимости от оттенка создаёт ощущение холода, покоя, льда, глубины, свежести моря. Но всегда остаётся глубоким и даже сверхъестественным. Если жёлтый открывается зрителю и идёт к нему навстречу, то синий олицетворяет движение внутрь себя — он убегает от зрителя и манит его за собой.
Идея «движения внутри себя» оказалась близка нидерландским архитекторам MVRDV. Монументальную архитектуру классического дома в Роттердаме они освежили яркой надстройкой. Задача была простой — расширить площадь дома, а воплощение получилось смелым и символичным. Сами дизайнеры называют ярко-голубую надстройку «вторым небом» и предлагают каждому члену семьи время от времени повитать в облаках и побыть наедине с собой.