Каждый раз, когда вы слышите об угрозе с Востока или о том, что Россию вот-вот завоюет Китая, Япония, а может взорвет Северная Корея, рекомендую вам посмотреть на эту прекрасную картину.
И помните - пропаганда была всегда, но реальное положение дел почти никогда не имеет к ней никакого отношения.
Итак, конец 19-го века. В обществе царят истеричные настроения самого разного толка. Кто-то призывает идти войной на Восток и нести свет христианства и цивилизации на неразумные народы. Кто-то с интересом читает труды по восточной философии и активно продвигает восточную "духовность".
Так или иначе, в 1895 году по заказу кайзера Вильгельма II в Академии художеств города Кассель создана картина "Die gelbe Gefahr" ("Желтая опасность") - автором стал профессор академии Герман Кнакфус. К изображению прикреплена подпись: «Vulker Europas, wahrtet eure heiligsten Giiter» (Народы Европы, берегите ваши святые сокровища / священнейшие блага).
В 1895 году окончена японо-китайская война — война Японии против маньчжурской империи Цин с целью установления контроля над Кореей и проникновения в Маньчжурию и Китай.
Кайзер посылает репродукцию картины не только своему кузену Николаю II, но и всем влиятельным государственным деятелям - началась активная кампания, в рамках которой Вильгельм II надеялся на объединение народов Европы ради противостояния надвигающейся с Востока угрозы.
Подробное описание картины вы можете найти в работе "Методы анализа визуального материала в рамках курсов истории и обществознания: пример иконологического анализа картины Германа Кнакфуса "Гроза с Востока", которую опубликовал Терентьев Антон. Мы остановимся на наиболее важных частях.
В центре картины изображен архангел Михаил, которого легко опознать по крыльям и огненному мечу. Он указывает вооруженным женщинам на Восток, где на фоне пожара виднеется символ язычества - Будда.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр.12:7-9).
Теперь подробнее о женских фигурах - аллегориях европейских держав.
Группа женщин освещена светом христианского креста, парящего в небе - все они напоминают греческих богинь. Впереди всех стоит Германия (с черным орлом на шлеме) с обнаженным мечом в руке. Великобританию легко найти по щиту с национальным флагом - она стоит в стороне, и, кажется, не хочет вместе с другими державами идти на Восток. Рядом стоит Франция, которую можно опознать по фригийскому колпаку.
Австрия - воительница, у которой на груди при внимательном рассмотрении видны черты двуглавого габсбургского орла. Россия - воительница, которая положила Германии руку на плечо. Непонятно, прячется ли она за спиной Германии поддерживает ее.
Реакция на картину была противоречивой, как и само произведение - от горячей поддержки до обвинений в излишнем алармизме. К примеру, Л. Н. Толстой видел в картине упадок европейской культуры, которая падет перед кротостью Будды и мудростью Конфуция.
Картина обретет вторую жизнь сразу после боксерского восстания в Китае 1898-1901 гг., во время которого по всей стране было объявлена война всему иностранному.
Прошло без малого 130 лет. Вы сами можете видеть, что произошло с Европой, что происходит с Китаем. Не поддавайтесь пропаганде и не доверяйте громким лозунгам. Желтая угроза - оружие в руках хорошего пропагандиста.
Жду от вас в комментарии варианты названия картины, которую можно было бы создать сейчас:)