Все мы помним сказку про трёх поросят. Замечательная английская сказка, пересказанная Сергеем Михалковым.
Наф-Наф строил дом из кирпичей, а его братья, слепив кое-как свои домики, веселились и ему не помогали. Но наступила беда: волк напал на поросят. Их домики не выдержали его натиска. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф постучали в дверь Наф-Нафа и попросили у него помощи.
Давайте после прочтения и пересказа сказки обсудим с ребёнком моральную дилемму.
Как должен был поступить Наф-Наф?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:
Доморальный уровень
Наф-Наф не должен пускать Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, так как в этом случае, волк, скорее всего, нападет на его дом.
Такой ответ означает, что ребёнок мыслит эгоцентрически: мир должен вертеться вокруг его интересов.
Что делать? В разговоре с ребенком нужно дать ему понять, что без ДРУГИХ он не сможет справиться со сложными жизненными ситуациями. Хочет он того или нет, но у него тоже могут возникнуть трудности, и ему потребуется помощь.
Моральный уровень
Наф-Наф пустит братьев, так как они одна семья.
По этому ответу можно сделать вывод, что ребёнок усвоил основные правила жизни в сообществе.
Что делать? Нужно продолжить рассуждения о важности взаимопомощи. И это должно относиться не только к братьям, но и другим людям.
Псевдоморальный уровень
Наф-Наф не пустит Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, так как разгильдяйство братьев должно быть наказано.
Ребёнок знает правила, но использует их в своих интересах.
Что делать? Ребенок должен понять, что как бы он не прикрывался благозвучными фразами, он предпочел оставить братьев в беде. Это только так и называется.
Нравственный уровень
Наф-Наф пустит своих братьев, так как нельзя никого оставлять в беде.
Данный ответ говорит о том, что у ребенка сформировалось представление о ценности человека.
Что делать? Стоит закрепить этот уровень понимания ситуации, порассуждать, к чему могут привести другие варианты решения.
Педагогический совет.
Не должно быть никакой морализации. Старайтесь избегать оценок, типа «молодец», «как ты мог». Важно, чтобы ребенок дошел до понимания необходимости взаимопомощи между людьми.