Если военные годы, как бы парадоксально это ни было, оказались для российского кинематографа благостными, то последующие внутриполитические и социальные катаклизмы оказали на индустрию пагубное воздействие.
25 октября 1917 года в России произошла «Октябрьская революция» - вооруженное восстание, лидером которого стал Владимир Ленин, свергло действующее правительство и взяло власть в свои руки. В июле следующего года тот самый Николай II, с коронации которого началась история российского кинематографа, вместе со всей своей семьей был расстрелян. Российская империя окончательно прекратила свое существование, превратившись в Российскую республику, а затем в Союз советских социалистических республик (СССР).
Изменения коснулись не только государственного наименования, переделе власти и правительственных перестановок. Российская республика упразднила частную собственность, объявив о всеобщей национализации.
Предприниматели, которые вложили большие усилия и материальные средства в развитие российского кинобизнеса, вынуждены были передать свою собственность государству.Кинопроизводство стремительно уничтожалось.
27 августа 1919 года (дата, которая сегодня отмечается как «День российского кино») был издан декрет о национализации кинематографической промышленности – российское кинопроизводство в этот момент остановилось.
Однако, пришедшие к власти политики помнили о благотворной роли, которую кинематограф играл для поддержания бодрости духа и трансляции патриотических идей во время войны. Новое правительство приняло решение использовать кинематограф в целях агитации, пропаганды и воспитания. Кино было власти необходимо - ведь она поставила перед собой цель создать совершенно новое, социалистическое государство с уникальной идеологией.
Поэтому уже в октябре 1919 года начинает свое существование Московская государственная школа кинематографии (сейчас известная как ВГИК). Новое поколение кинематографистов, разделяющее социалистическую идеологию и взращенное в стенах профессиональной киношколы, постепенно стало возрождать российский кинематограф. Новый российский кинематограф начал вырабатывать свой собственный киноязык, строить теорию кино и актерской работы, экспериментировать с монтажом и другими средствами выразительности.
В первые годы 1920-х Россия могла выпустить всего несколько полнометражных лент. Однако уже во второй половине 1920-х годов российские кинематографисты сумели не только восстановить кинопроизводство, но и привнести множество новаторских решений, которые стали революционными не только у себя на Родине.