Найти в Дзене
Алтапресс — news

Цари, воины и рабы: правила жизни древних скифов на Алтае

В седьмом веке до нашей эры на территории Алтая жили скифы — кочевники-скотоводы. В основе их жизни лежала война, а скот был главным богатством, который необходимо во что бы то ни стало защитить. Воинственные племена кочевников двигались по огромным территориям, ища новые пастбища, воду и выгодное соседство с земледельцами.

Лошадь. Седло СС0
Лошадь. Седло СС0

Скифским обществом управляли цари и военная аристократия. У этого народа были жрецы, рядовые свободные воины и рабы.

По данным историков, у скифов «мужчины существовали для войны, а женщины — для воспроизводства воинов». Но у алтайских скифов женщины тоже могли быть воинами, а не просто матерями и женами.

Семьи у алтайских скифов были небольшими, а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины, которые объединялись в племена. Это было необходимо для выживания и успешного хозяйствования.

Кочевники. СС0
Кочевники. СС0

Вся жизнь алтайских скифов была «пронизана» войной.

Исследователи говорят о том, что в скифской культуре было два самых важных образа. Первый — Фарн: хищная птица, в форме которой душа воина-кочевника после смерти путешествует по мирам Вселенной. Второй образ — это Великая Матерь, или Великая Богиня: возрождающее жизнь божество.

Образ и знаки-символы Богини нашли воплощение в прическах и головных уборах женщин: позолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц прикрепляли к высокому войлочному лепестку, символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

То, что мужчина принадлежит к военной аристократии, можно было легко определить по головному убору и наборному поясу.

Табун лошадей. СС0
Табун лошадей. СС0

На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей кошачьей породы. Воинский шлем выполняли в виде головы хищной птицы. На макушке птичьей головы мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога (символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Всю эту композицию размещали на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета. Все фигурки были позолочены.

Скифские воины считали красивым то, что гарантирует победу и выживание: что-то быстрое, сильное, стремительное. В их одежде были популярны звериные мотивы. Изображения хищных животных украшали оружие и служили как талисманы: они охраняли воинов и отпугивали злых духов. Агрессивность, молниеносная реакция, свирепость и безжалостность зверя олицетворяли стремления всадника быстро настигнуть и поразить врага.

Стадо. Горы. СС0
Стадо. Горы. СС0

Мировоззрение скифов, культура войны определили их принципы поведения: жестокость в сражениях по отношению к врагам, а также ущемленное положение военнопленных,обращенных в рабов. Они находились на самой нижней ступени социальной лестницы скифского общества.

На основе статей Я. Щербовой "Искусство скифов Алтая и картина мира" и "Тип скифской культуры Алтая и его военный дискурс".