Найти тему
vnedorog

История Сибирского тракта

В сети с одной стороны очень много упоминаний о тракте, с другой нет никакого подробного ресурса. Есть даже проект Сибирский тракт, там есть отдельные интересные описания  но целостной картины нет. Именно поэтому я решил отправиться в единственный уникальный музей Сибирского тракта в городе Дебесы.


Еще уникальность музея Сибирского тракта состоит в том, что он находится на пересечении двух веток дорог – южной, которая шла из Москвы, и северной, которая шла из Санкт-Петербурга. Именно от сюда ветки соединялись и тракт шел одной единой веткой в Сибирь и на Дальний восток.
Еще уникальность музея Сибирского тракта состоит в том, что он находится на пересечении двух веток дорог – южной, которая шла из Москвы, и северной, которая шла из Санкт-Петербурга. Именно от сюда ветки соединялись и тракт шел одной единой веткой в Сибирь и на Дальний восток.
-2

Хочу поблагодарить всех сотрудников музея которые оказали очень теплую встречу и отдельно эксурсовода Анастасию за потрясающе интересную экскурсию.

-3

Я заснял все на видео и скоро выложу целиком всю экскурсию по ммузею. А пока текст с фотографиями.

-4

Музей был создан в 1991 году, в очень непростое время, но жив и поныне.

-5

Дорога начала формироваться в конце XVI века
В 1570 год Ермак шел завеоевывать Сибирь и именно с присоединением Сибири начинается формирование дороги. Конечна дорога имела иной вид и состояла из волоков, переправ, пеших тропинок В конце 17 века с  налаживанием экономических отношений с Китаем появилась возможность направлять купеческие обозы и караваны . Обозы тянулись день и ночь. Изначально появилась южная ветка - дорога шла из Москвы (сиреневая ветка) через местечко Верхотурье и далее спускалась на юг на Тобольск.

-6

В Верхотурье была установлена таможня и купцы должны уплачивать таможенные пошлины. Но купцы организовали дорогу в обход таможни, например вятские купцы прожили путь через Дебесы. Татищев проехал маршрут через Казань и Дебесы и Пермь и в своем докладе Петру 1 указал что именно такой путь более целесообразен. Но сделана дорога была только при Елизавете. И в Верхотурье таможня была упразднена.


 В конце 18 века Екатерина издала указ о создании северной части дороги.
 В конце 18 века Екатерина издала указ о создании северной части дороги.
-8

Екатерина внесла большой вклад в обустройство дороги.В частности членом Российской академии наук, архитектором  Николаем Александровичем Львовым был предложен ряд проектов, которые были воплощены в жизнь при Екатерине II. Так как дорога имела функцию почтовой дороги , Львов предложил устанавливать почтовые станции через  каждые 25-30 км по типовым проектам.

-9

Здесь можно поменять лошадей. Станционный смотритель заслышав звон колокольчика, установленного в подупряжи лошади, готовил лошадей на смену. Те н было затрат на смену лошадей. Ранее до введения этой системы письма из центра в Сибирь отправлялись раз в 4 месяца, а после сначала раз в неделю и даже раз в 3-4 дня. Частным лицам было запрещено иметь подобные колокольчики, можно лишь иметь бубенчики. Смотритель по звуку определял кто едет.
Рядом со станциями строились здания для ночлега и  трапезы.  По всей дороге устанавливались верстовые столбы через каждую версту. На протяжении всех 10 тыс км.

-10

Во времена Екатерины по краям стали высаживать березы – зимой дорогу не так сильно заносило, а летом можно отдохнуть в тени берез.
На тракте использовали лошади вятской породы. Они были лучше других приспособлены к тяжелым условиям перевозки – неприхотливы и выносливы.
Дорогу строили крестьяне, живущие  окрестности. Это была своего рода повинность – в весеннее летний период они должны были поддерживать дорогу, засыпать ямы, укреплять гати. Фрагмент полотна дороги в различных местах.

-11

вот такими вязанками мостили гать.


По указу Александра 1 ширина дороги на всем протяжении долна составлять 10-15 метров. Плюс еще 10 метров по краям, чтобы осушать полотно. И само полотно должно было быть покатым по своей форме.  И уже после канав высаживались березы.
Помимо почтовой и торговой функции дорога являлась еще и дорогой каторжников.
По указу Александра 1 ширина дороги на всем протяжении долна составлять 10-15 метров. Плюс еще 10 метров по краям, чтобы осушать полотно. И само полотно должно было быть покатым по своей форме.  И уже после канав высаживались березы. Помимо почтовой и торговой функции дорога являлась еще и дорогой каторжников.
-13

В музее представлены оригинальные кандалы, которые местные жители нашли у себя в огороде.

-14

Шли круглогодично, большими группами, и мужчины и женщины. Ночевали в избах крестьян.

-15
-16

Чтобы исключить общение , была введена этапная система. Группа конвоя водила каторжников по маятиковой системы этапирования. От этого пошла фраза «доставить живым или мертвым» - если каторжник умирал на этапе его тело доставляли на сверку. В пути каторжники находились от года до двух.
Что кается самого села Дебесы, то большую роль в его развитии внес Чернышевский – он способствовал созданию первой школы в селе.

-17

Помимо Сибирского тракта музей рассказывает и о истории Дебес и окружающей местности. Один из памятников природы неподалеку - гора Байдурезь.


Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия «Байгурезь»: «гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. По другой версии, Байгурезь может означать «немая гора», и связано это с легендой о богатом мельнике, его дочери и глухонемом юноше, который отважился попытать счастья и, чтобы стать мужем красавицы, поднялся по крутояру на самую вершину горы, где обрел дар речи.
Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия «Байгурезь»: «гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. По другой версии, Байгурезь может означать «немая гора», и связано это с легендой о богатом мельнике, его дочери и глухонемом юноше, который отважился попытать счастья и, чтобы стать мужем красавицы, поднялся по крутояру на самую вершину горы, где обрел дар речи.
-19

Чуть позже я заехал на эту гору,но ракурс съемки не передаст всю красоту места.

-20

Удмурты были язычниками, и основной профиль был земледелие: животноводство, собирательство,  пчеловодство. Макет кузнецы..

-21

Особое почитание у удмуртов было у медведя. Медведь был своеобразным священным животным - чтобы мальчик стал мужчиной он должен был принять участие в охоте на медведя.

-22

В Дебесах была построена уникальная Троицкая церковь, проект которой был выкран у проезжающего по тракту архитектора.

-23

Еще одна незаурядная личность - знаменитый самозванец Серафим Соловецкий, провозгасивший себя святым, родился в Дебесах. Он провозгласил себя последним русским царем Михаилом Романовым. Но впоследствии был посажен в Соловки, где общался с церковными служителями, но выйдя из тюрьмы провозгласил себя патриархом Соловецким.

-24

Впрочем другие лихие люди тоже не пошли эти места. В окрестностях Сибирского тракта орудовала не одна банда.

-25

Надо сказать что не всем крестьянам нравилось жить у тракта. Часть уходила глубже, новые наоборот приходили - в результате происходило смешение и культур и даже языков.

-26

В заключении еще раз всем рекомендую посетить этот музей в Дебесах .

-27

Всем удачи вне дорог!