Найти в Дзене
Лукинский I История

300 спартанцев Рязани. Первое сражение русских и монголов Батыя

Оглавление

декабрь 1237 года. От мороза и дыхания десятков тысяч лошадей и людей, до самых облаков стояла стена снежной пыли и клубов пара. От топота сотен тысяч копыт гудела рязанская земля. Острый иней, впившись в коней и меховые малахаи монгол, не давал дышать ...

Тьма Батыя черной змеей вытянулась на десятки километров, разбившись по 14 тумэнов, 120 000 сабель. В облаках снега носились вдоль нее туаджи (курьеры), разнося поручения чингизидов (царевичей, внуков Чингисхана). Первым шел головной тумэн чингизида Бари. Сам предводитель Западного похода Бату, ехал в середине войска в окружении братьев и верных тургаудов (телохранителей).

Тело рязанского посла - Федора Юрьевича, сына рязанского князя, убитого им, осталось далеко позади. С послом вышло нехорошо, но сам виноват. Горделив был. Отказался отдать жену, оскорбил его прилюдно. Но все это неважно, нет у орусутов силы. Русы покорятся и все забудется.

На рассвете монгольская тьма перешла пограничную речку Воронеж. И стала втягиваться в глубину рязанских лесов. Как вдруг за лесом, где шел головной тумэн раздался рев сигнальных труб и стал нарастать глухой гул. К отряду Бату со всех сторон подскочили запыхавшиеся туаджи передовых тумэнов – «РУСЫ! РУСЫ!» Этого Бату никак не ожидал.

Юрий Рязанский

Правитель Рязанского княжества Юрий Ингваревич сходил с ума от горя. Его сына, его гордость, его наследника подло убили татары. Отправляя Федора с посольством к Батыю, ему и в голову не приходила мысль, что такое возможно - убить посла.

Он отправил самые богатые дары, лучших людей, чтобы утихомирить татарского хана и выиграть время. Пока его братья в Суздале, Чернигове и Владимире просят князей прислать свои рати. Но теперь сын мертв, а его жена Евпраксия с внуком выбросилась в окно от горя.

-2

Но отец он по второму. А по первому – он рязанский князь. И надо действовать. Хитрый Батый не дал времени и уже идет на него. Весь рязанский кулак, 15 000 воинства собрались в Рязани.

Пришли дружины из Мурома, Пронска, отряды из Переяславля-Рязанского, Белгорода, Ростиславля, Ижеславца, Перевитска, со всех деревень пришло ополчение. Но из-за этого обнажены теперь и беззащитны все рязанские земли. Нет там ратников.

И что делать? Оборонять Рязань? Вообще отойти в союзные суздальские земли, сберегая рать? И бросить княжество, их семьи на растерзание? Нет, нападу на Батыя неожиданно. Отомщу за сына и землю прикрою - решил Юрий Рязанский.

Засада

В засаде развернулась рязанская рать недалеко от пограничной реки Воронеж. По обои стороны лесного поля встала тяжелая копейная конница, гридни княжеской дружины. За ними развернулись кольчужные княжеские пешцы с тяжелыми червлеными щитами А следом - многочисленное крестьянское ополчение.

Гордо реяли рязанские стяги, лес копий покачивался укрытый заботливым лесом. То тут, то там вспыхивали в лучах декабрьского рассвета шлемы дружинников. Темнели овчинные полушубки ополченцев среди деревьев.

-3

Появившиеся первыми сторожевые разъезды монгол были сняты местными охотниками, знавшими каждое укрытие. Когда основные силы монгол втянулись в лес, взревел княжеский рог Юрия Рязанского. 15 000 рязанцев двинулись со всех сторон.

Знал ли князь, что на самом деле атакует 120 000 монгол? Вряд ли, тумэны шли с разрывом, скрытые чащей и километрами, всей мощи не было видно. Но то, что монголов намного больше, Юрий Рязанский знал точно.

Атака рязанской рати

Разбрасывая снег в стороны, пошла в атаку тяжелая рязанская конница. Навстречу им понеслись те, кто успел из монголов перестроиться. Вновь заревели рязанские боевые трубы, и гридни опустив копья, целились в приближающихся степняков, выбирая себе соперника.

С лязгом и грохотом две конные лавины столкнулись на заснеженном поле, сотни монгольских всадников вылетели из седел, не выдержав прямого копейного удара рязанских дружинников. Еще больше повалилось на землю вместе с конями, не устояв против таранного натиска русской конницы.

Большую часть оказавшихся на земле монголов просто затоптали копытами. В проемы лежащих и клубки сцепившихся тел ударили подбежавшие пешцы рязанские. Колонна тумэна Бари рассыпалась и монголы бежали назад. Юрий Рязанский не верил своим глазам, удача была на его стороне.

-4

Дружинники по пятам преследовали бегущих, а ополченцы рязанские крыльями бежали по сторонам, прикрывая фланги. Но сопротивление нарастало. И уже выбегали новые нукеры, разворачивались бегущие. На поле боя вышел следующий, 2-й тумэн монголов. Еще 10 000 сцепились с рязанцами.

Батый в ярости

Бату не ожидал, что рязанский князь дерзнет напасть на него. А когда ему доложили, что орусутов всего полтора тумэна и они опрокинули его передовой тумэн, он пришел в бешенство. Лесной бой не позволял ему просто окружить и расстрелять горстку дерзких рязанцев стрелами сотни тысяч стрелков. Лес и снег ограничивали маневр, заставляя принимать фронтальный бой.

И он приказал следующим тумэнам в колонне – Субэдэя и Берке победить русских. 2 тумэна – 20 000 монголов спешно подходили к полю боя, ввязываясь в сражение с рязанцами потысячно.

читать 2 часть

Нашествие Батыя: Пролог глава I Точка удара I глава II Битва на границе