25K подписчиков

Готовим СПГ: что нужно для сжижения природного газа

7,3K прочитали

На наших глазах происходит бум проектов, основанных на добыче и использовании сжиженного природного газа (СПГ). Как производится, транспортируется и может использоваться СПГ – читайте в рассказе ТГД.

Ёмкости для хранения СПГ-топлива на танкере / Фото: ТГД
Ёмкости для хранения СПГ-топлива на танкере / Фото: ТГД

Свойства

СПГ представляет собой природный газ, доведённый до температуры минус 162 градуса. За счёт охлаждения газ сжимается в объёме до 600 раз. Именно благодаря этому свойству СПГ так удобен в транспортировке. При переводе СПГ обратно – из жидкого в газообразное состояние, из одной тонны СПГ можно получить примерно 1,38 тыс. куб. м природного газа.

От других жидких видов топлива сжиженный газ отличается высокой экологичностью. Без источника пламени чистый СПГ не воспламенится и не взорвётся. При попадании на открытое пространство СПГ возвращается в газообразное состояние и растворяется в воздухе.

Производство

Существуют несколько различных технологий и методов получения СПГ, но сходятся они в том, что газ сначала очищают, сжимают, а затем охлаждают.

Типовая установка сжижения СПГ включает в себя следующие узлы: блок подготовки сырьевого газа, блок сжижения, блок хранения компонентов хладагента, блок фракционирования, блок хранения СПГ, блок налива СПГ, факельное хозяйство, блок производства азота и воздуха КИП.

Установка сжижения СПГ / Фото: ТГД
Установка сжижения СПГ / Фото: ТГД

Что касается примеров действующих объектов, то с 2009 года на Сахалине работает завод по производству СПГ компании "Сахалин Энерджи". Завод включает в себя две технологические линии и объекты общего назначения. Мощность завода составляет 9,6 млн тонн СПГ в год.

По данным "Сахалин Энерджи", для выпуска СПГ применяется технология двойного смешанного хладагента, разработанная концерном "Шелл". Данная технология максимально использует региональные климатические особенности – холодные зимы.

Особенности холодного климата учтены и в крупнейшем российском проекте по добыче и сжижению газа – "Ямал СПГ". Производственный комплекс состоит из трёх технологических линий производительностью 5,5 млн тонн в год. По состоянию на октябрь 2018 года действуют две линии, третья готовится к запуску. Таким образом, полная мощность "Ямала СПГ" составит 16,5 млн тонн.

Порт "Сабетта" / Фото: Ямал СПГ
Порт "Сабетта" / Фото: Ямал СПГ

Завод "Ямал СПГ" находится в порту Сабетта, в непосредственной близости от месторождений. По газосборным сетям углеводородная смесь из скважин поступает на единый комплекс подготовки и сжижения газа.

По данным предприятия, процесс производства СПГ выглядит на "Ямале СПГ" следующим образом. На входе с помощью сепарационной установки производится очистка газа от механических примесей, воды, метанола и конденсата. Далее отсепарированный газ поступает на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжёлых углеводородов. Наконец, очищенный газ подаётся на предварительное охлаждение и сжижение.

Транспортировка

Как правило, готовый СПГ поступает для хранения в гигантские резервуары, расположенные на берегу. Там газ находится до погрузки на танкер-газовоз через специальный причал.

Макет комплекса "Балтийский СПГ" / Фото: ТГД
Макет комплекса "Балтийский СПГ" / Фото: ТГД

После погрузки танкер-газовоз доставляет СПГ в терминал, где происходит перевалка сжиженного газа либо для хранения, либо для отправки на регазификационную установку, после которой газ попадает уже к потребителю. Регазификационные установки, как и перевалочные терминалы, могут быть плавучими, что делает рынок СПГ ещё более мобильным.

Следует отметить, что в последние годы поставщики сжиженного природного газа активно взялись за автомобильный транспорт и борются за свою долю на рынке топлива.

В целом, по сравнению с трубопроводным газом, манёвренность СПГ гораздо выше. Собственник сжиженного природного газа не привязан к конкретному покупателю трубопроводом и может отправить танкер-газовоз в любую точку мира. Главное, чтобы там были мощности для обработки такого груза.

Интересно, что технология сжижения газа была открыта более 100 лет назад. Первый СПГ был получен в США ещё в 1917 году. Однако развитие трубопроводного транспорта затормозило скачок СПГ. Похоже, теперь сжиженный газ решил взять реванш.

Яркий пример разворачивается буквально на наших глазах – битва за газовый рынок Европы. Сумеет ли СПГ значительно потеснить на европейском рынке трубный газ, увидим в ближайшие несколько лет. Впрочем, следует учитывать, что в этой борьбе политика играет не меньшую роль, чем технологии.