В 1955 году началась застройка московского исторического района „Черемушки“.
Формировались улицы и переулки, а уже в 1962 году было открыто метро Профсоюзная.
Вблизи метро была сформирована улица Красикова — в честь революционера и политика. C 1992 года улица поглощена Нахимовским проспектом. Но тогда это была самостоятельная улица длинной чуть более километра: по кварталу в обе стороны от метро.
Советской властью было принято решение строить на этой улице масштабный комплекс институтов разнообразного профиля.
Обернулось это девятью научно-исследовательскими институтами на одном квартале Москвы.
В этой статье мы рассмотрим общий замысел комплекса на северной стороне улицы.
Группа зданий научных институтов проектировалась под руководством видного советского архитектора Якова Белопольского при участии Ю. Платонова.
Долгое время на месте комплекса была низина, почти овраг: недалеко проходила речка, а на этом самом месте когда-то добывалась глина.
Чтобы нивелировать перепад высот, было принято строить амбициозный, двухуровневый комплекс: первые этажи зданий, связанные широкими мостами, образуют своего рода площадь, на которой возвышаются высотки институтов.
Комплекс раскинулся на 240 метров в длину и 200 метров в ширину.
Внизу сформирована большая (буквально, больше 9000 квадратных метров!) зеленая зона.
Стилобат институтов используется и как парковка, и как зона отдыха.
Вот так это выглядит сверху:
Строительство началось впервой половине семидесятых и продолжалось более двадцати лет: лишь в 1996 году был достроен последний институт.
Океанология
Первым построенным зданием комплекса был институт Океанологии. Его строительство завершилось в 1977 году.
Здание Института океанологии — центр композиции, вытянувшейся вдоль проспекта, с приземистыми институтами, сделанными группой Белопольского, и вытянутыми вертикалями институтов, спроектированных группой Платонова. Монументализм простых геометрических форм парадоксально сочетается с открытыми галереями с остеклёнными первыми этажами, а бассейны с перекинутыми через них мостиками напоминают о крепостной архитектуре.
Оно производило бы впечатление брутальной постройки, почти крепости, но нижние этажи здания открыты, оно опоясано двухъярусной галереей. Этот приём нарушает излишнюю монументальность здания и даёт лёгкий намёк на атектоничность архитектурных фантазий русского авангарда.
Как и знаменитый ИНИОН, Институт научной информации по общественным наукам, Институт океанологии был окружён бассейном, ныне пустым, и должен был вырастать из него монументальной громадой.
"Фишкой" института должны были стать открытые галереи. Однако большая их часть, кроме небольшого участка на Нахимовском проспекте, зашиты фанерой и иным мусором. Здание ощущается коробкой из под обуви:
Последнее время институт увлеченно меняет оригинальные оконные рамы на пластиковые, что также не добавляет красоты:
Не добавляют красоты и натыканные всюду (вот буквально, всюду) заборы:
У институтов планировались пруды. Точно известно, что часть из них предполагалась для охлаждения ЭВМ. Так или иначе, сейчас пруды спущены и заброшены:
Огромные стилобаты используются склады для мусора, сдаются небольшим конторам:
Пространства вокруг здания используются как парковки:
Институт Дальнего Востока и Институт Экономики (ИДВиЭ)
Спустя шесть лет, в 1982 году, было выстроено второе здание комплекса. Ныне в нем размещаются институты Дальнего Востока и Экономики.
Как уже говорилось, строил это здание архитектор Юрий Платонов. Помимо него архитекторами заявлены О. Калмыков, Э. Ширяевская, Е. Фомина.
Институт представляет собой здание-книжку, с прямым углом между двумя крыльями. Первые этажи крыльев до половины открыты, подобно тому, как это сделано в Доме Центросоюза авторства Ле Корбюзье. Это конструктивисткое решение в целом было популярно в Советском Союзе: сколько было построено ”домов на ножках¨ сходу даже не посчитать.
Это высокое (14 этажей, не считая стилобата) здание с ленточным остеклением, выполнено в духе времени:
Правда изначально ”подвешенные” в воздухе крылья ИДВиЭ сейчас зашили пластиком, теперь тут продают плитку и пилят мебель:
Пруд между Океанологией и ДВиЭ спущен. Со стороны института Дальнего Востока надстроены какие-то сарайчики:
Лестницы закатаны в асфальт, пешеходные территории превращены в парковки:
На территории расположилась автомойка:
Территория, которая должна быть чистой и открытой замусорена разнообразными пристройками:
Архив РАН
Здание Архива РАН было построено еще через два года, в 1984 году. Это квадратное здание должно было быть спрятано за своими высокими братьями и совсем не видно с улицы Красикова.
Массивное, с малым количеством окон, здание имеет два выхода: один внизу, на Новочеремушкинскую улицу; второй на верху, сразу на стилобат-площадь.
Судя по всему, Архив РАН переживает самое тяжелое время из всех институтов. Ситуация тут просто катастрофическая. Лестницы сгнили:
Стилобат когда то использовался под парковку, а сейчас и вовсе заброшен:
Снимать это нельзя. Пришел охранник, пообещал вызвать РосГвардию и выгнал:
Институт системных исследований
Изначально здание строилось для Физико-Технического Института АН СССР.
Точно установить, когда началось строительство не удалось: но, скорее всего, еще до 1985 года. Сначала стройка шла неплохо: выстроили каркас здания, началась облицовочная работа.
Ускорение — важный фактор, Юрий Платонов занялся строительством главного здания Академии Наук. Институт перелицевали по другому проекту.
Здание выполнили из плит зеленого цвета, было решено отказаться от ленточного остекления. Добавили балконы:
Над главным входом планировалось повесить большой логотип (это было достаточно частым решением, достаточно вспомнить о «Доме с ухом» через дорогу).
К сожалению логотип не установлен до сих пор:
Удалось найти здание по похожему проекту (а быть может и того же архитекторского бюро), где логотип разместить успели:
Достроить институт получилось только в следующем десятилетии, уже в совсем другой стране. Здание института было открыто в 1996 году, после многих лет простоя. Следы этого простоя можно найти до сих пор:
Это было последнее построенное здание комплекса. Недоделки видны всюду. Вот, например, задел под так и не построенную лестницу:
Главный вход здания так и не был открыт:
Когда-то институт сдавал эти помещения, и этот вход использовался как въезд в склад:
Таблички остались до сих пор:
Изнутри это выглядит не лучше:
Вообще получилось интересно. Здание, как мы помним, расположено на перепаде высот. И первый этаж, расположенный на стилобате, был первым этажом со стороны Нахимовского проспекта. Сейчас же вход пробит со двора, таким образом первый этаж стал вторым, а стилобат — первым.
Такие высокие потолки на втором этаже оказались не к чему, и этаж разбили на две части:
Видно это и снаружи, если подойти ближе:
Как и везде все щедро присыпано заборами:
Общая композиция
Таким образом, планировался комплекс из пяти зданий.
Построено было только четыре.
По макету видно, что рядом с ИДВиЭ должен был быть выстроен второй точно такой же корпус. Но грянула перестройка, строительство свернули в самом начале (хотя долгое время около института стоял брошенный кран).
Долгое время пустое место не использовалось, а затем, в 2005 году, на месте последнего института комплекса был выстроен высокий дом в 23 этажа на 221 квартиры.
Сейчас комплекс выглядит так:
Вместо института-книжки дом решено было делать типовой серии, длинный и прямой. Тонкий торец здания не закрыл пустое место, композиция оказалась испорчена:
Хотя большинство зданий комплекса было выстроено согласно плану — с большими пешеходными стилобатами — мосты так и не были наведены, а на месте зеленой зоны выстроены ставшие постоянными подсобные временные здания:
Мосты между корпусами так и не навели. Институты обособились, каждый оказался сам по себе:
Главный вход оказался отрезан рвом:
Институт Системных Исследований оказался обособлен больше всех: вход в него осуществляется с тупика позади здания. От метро люди идут на работу через дворовые территории:
И в таком виде и представляет Российскую Науку на обложках изданий:
К сожалению, не получилось достать подробную информацию о комплексе.
ГипроНИИ предоставили фотографии макетов — иной информации у них нет. Нет информации и в РосАрхиве.
Не замечают объект и власти. Казалось бы, какой размах для инвестиций (тем более, что около метро Профсоюзная планируется Транспортно-пересадочный узел).
Отдать стилобаты под это дело, обеспечить институтам хороших арендаторов (сейчас стилобаты за бесценок сдают мелким компаниям под склады). Восстановить зеленую зону. Казалось бы, одни плюсы: и сотрудникам зеленая зона, и ТПУ компактно влезет, и магазины наконец будут около работы. Да и наконец-то институты обретут своё лицо.
Тем более навести мосты и озеленить территорию это не такие уж и большие траты.
Но нет, власти аккуратно обходят здание. Как будто тут все нормально, ничего исправлять не надо:
С другой стороны, быть может и хорошо , что ничего не делается.
В 2009 институт Океанологии уже хотели "реставрировать".
Реставрация подразумевала постройку на месте зеленой зоны и водоема 19 этажного офисного здания и 20 этажного отеля. Проект не учитывал комплекс зданий, работали только с институтом Океанологии.
К счастью, уже в 2010 году в Москве сменился мэр и проект свернули.
Так и стоит комплекс, наполовину рабочий, на половину — в руинах.
Так что пофантазируем, как это может быть:
И завершим тем, что имеется на самом деле:
Интересно, что возможность перебросить мостки заложена в здания: там где должны быть плиты перекрытий мостов у стилобатов нет окон, оставлены щели, на которые должны лечь плиты:
Такие дела.