Рассказывает про микрорайон Ботанический — часть города, чья мифология образовалась за десятилетия до того, как здесь построили первые дома.
Ботаника — самый молодой «советский» район города. Запроектированный в 70-х годах, по-настоящему он начал строиться только в конце 90-х. В позднесоветских традициях в план Ботаники была заложена только самая необходимая инфраструктура — школы и детские сады. Никакого центра культуры или кинотеатра советских времен здесь вы не найдете — многочисленные магазины, клубы, культурные и спортивные центры являются современными вставками в жилую застройку времен СССР.
Условия жизни тут были спартанские, а собственной историей, подобно своим старшим братьям-«спальникам», Ботаника обзавестись еще не успела. И все же, готовя этот материал, мы обнаружили огромное количество статей и очерков, посвященных этому району.
Таким вниманием со стороны журналистов, блогеров и коммунистов могут похвастаться только самые популярные районы города — Уралмаш и ВИЗ, о которых мы уже рассказывали. Парадоксальным образом в этой молодой части города сформировались своя мифология и свое сообщество, которое хочет здесь жить и писать об этом месте. Возможно, своеобразная культовость Ботаники связана с теми необычными структурами, которые ее окружают.
Сегодня Ботанический район — один из самых плотно застроенных в городе. Многое из того, с чего он начинался, поросло былью. От аэропорта осталось одно-единственное здание, на месте реки разбит парк, и только Ботанический сад до сих пор в строю.
С болота в небо
До революции 1917 года здесь заканчивался город Екатеринбург. Отсюда до самого поселка Уктус тянулись болотистые пустоши. Но в 1923 году Российское общество добровольного воздушного флота («Добролет») создает на этом месте посадочную площадку, позднее преобразованную в Свердловскую авиастанцию. В 1928 году отсюда эпизодически начали летать в Магнитогорск. А уже в 1932 году Свердловск официально оформился как воздушный порт.
Аэропорт обслуживал ближайшие города и поселки Свердловской области. Летом 1978 года самолеты Ан-2 ежедневно совершали 55 рейсов на 33 местных аэродрома. За три рубля можно было улететь в Сухой Лог и Артемовский, за пять рублей — в Ирбит, Красноуфимск и Нижний Тагил, за девять — в Сосьву и Гари, за десять — в Серов, за 11 — в Тюмень. 12 рублей стоил самый дорогой билет — в Ивдель.
В 1985 году был запущен новый аэровокзал в Арамили, и аэропорт был перенесен туда. Аэропорт на Уктусе прекратил регулярные пассажирские рейсы. Напоминанием об авиационном прошлом Ботаники служит старое здание аэровокзала постройки второй половины 1930-х годов.
Еще в 90-е здание было своеобразными «воротами» Ботаники. Сегодня его обступили высотки, а со стороны улицы Крестинского оно закрыто железобетонным забором. Другим напоминанием о «воздушном» прошлом района является Уральский завод гражданской авиации, находящийся неподалеку. Промышленное предприятие уже давно планируется к выносу, но пока остается на своем месте.
Приключения блудного сада
Как нетрудно догадаться, название району дал расположенный здесь Ботанический сад УрО РАН. Сад был основан в 1921 году и первое десятилетие своего существования «скитался» по самым разным паркам и бывшим площадям города — его части были разбросаны в Зеленой роще, в парке Павлика Морозова, даже в парке Обсерваторской горки.
В 1936 году на месте одной из основных площадок Ботанического сада началось строительство больницы скорой помощи. Под сам сад в 1939 году выделили его нынешнюю территорию — по улице 8 Марта, за перекрестком с улицей Южная.
Но заняться ученой деятельностью здесь сотрудникам не удалось — с 1941 года исследование и строительство сада по понятным причинам пришлось отложить. В саду велось сельское хозяйство. Основное внимание научных сотрудников уделялось изучению растительности Урала «в связи с необходимостью увеличения источников продовольственных ресурсов» — ученые искали все дикорастущие растения, которые могли быть съедены или использованы в производстве ткани, масел, лекарств и другой необходимой фронту продукции. Только в 1959 году появляется план Ботанического сада,и его начинают строить по-настоящему.
Ботанический сад — очень интересное и необычное место. На открытом воздухе и в его теплицах можно найти много красивых, даже экзотических для нашего климата растений. Он мог бы стать действительно важной точкой притяжения и местом отдыха горожан. Существует только одно препятствие для этого — он работает с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов. Однако для желающих в эти дни там все-таки проводятся экскурсии и фотосессии.
Район. Начало
Хотя объекты, которые могли бы дать старт строительству нового района,возводились на Ботанике практически с начала XX века, жилой массив Ботанический был запроектирован в Генплане Свердловска только в 1972 году. А сдача первых двух домов по 8 Марта и вовсе состоялась только в 1989 году — за два года до развала Союза и установления новой экономической реальности.
Ботанический является классическим «спальным» районом — порождением того времени, когда в градостроительстве царила идея разделении города по функциям. Ботаника была спроектирована с минимальным количеством автодорог внутри района. 9- и 12-этажные дома окружают максимально большие дворовые пространства, внутри которых должны находиться блоки обслуживания. Поскольку изрядная часть строительства велась в 90-е, далеко не все блоки обслуживания были выполнены, что дало широкие возможности для уплотнения застройки в последующие двухтысячные.
Еще одной особенностью района можно назвать наглухо запаркованные дворы. Ботанический район связан с центром всеми существующими видами транспорта, однако выездов из него всего два — это Белинского и 8 Марта. Учитывая то, что по этим же магистралям в центр выезжают еще и все южные районы, не удивительно, что в часы пик обе улицы стоят. Ситуацию немного исправляет недавно пришедшая на Ботанику ветка метро. Но даже при таких трудностях жилье на Ботанике было и остается одним из самых дорогих в городе.
В целом Ботаника — один из последних районов Свердловска с молодым населением, но при этом обладающий мифологией, которая на десятилетия старше его самого.