Найти тему

"Теремок" - сказка о неоднозначности правил гостеприимства

Оглавление
Детский рисунок к сказке "Теремок"
Детский рисунок к сказке "Теремок"

Стоял в поле пустой теремок. В него заселилась мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Всем нашлось место в теремке. Последним пришел косолапый медведь. Его пустили жить только на крышу, поскольку места в теремке уже не было. Он залез на крышу и раздавил теремок. Звери едва успели выскочить. Зато потом все вместе построили новый теремок, в котором всем было хорошо и просторно.

Давайте после прочтения и пересказа сказки обсудим с ребёнком моральную дилемму.

Как должны были поступить звери, когда к ним пришел проситься жить в теремке медведь?

Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:

Доморальный уровень

Звери не должны были пускать медведя, так как им самим было мало места (в основе лежит эгоистический интерес).
Звери правильно сделали, что пустили медведя, так как он ох сильнее и мог бы их съесть (в основе лежит страх).

Тот и другой ответ показывает несформированность у ребенка моральной позиции. В основе того и другого ответа спонтанное поведение.

Что делать? В разговоре с ребенком нужно выводить его на конкретную норму поведения.

Моральный уровень

Звери должны были пустить медведя. В просьбе нельзя отказывать.

По этому ответу можно сделать вывод, что у ребёнка сформировано понятие гостеприимства, которому он готов следовать.

Что делать? Нужно порассуждать о том: должны ли мы слепо следовать правилам. А если нам будет неудобно? А если для нас будет небезопасно?

Псевдоморальный уровень

Звери должны были отказать медведю, объяснив ему будет с ними неудобно.

Ребёнок уходит от прямого ответа, уклоняется от необходимости прямого отказа. Пытается завуалировать отказ, прикрываясь интересами просящего.

Что делать? Ребенок должен понять, что как бы то ни было, ему придется обозначить свою позицию. Медведя вряд ли остановит такой уклончивый ответ.

Нравственный уровень

Звери не должны были позволять медведю лезть на крышу. Было очевидно, что крыша такой вес не выдержит. Можно было начать строить новый теремок, не разрушая старый.

Данный ответ говорит о том ребенок готов объективно оценивать ситуацию.

Что делать? Стоит порассуждать с ребенком о том, что, откликаясь на просьбы другого, человек не должен отказаться от своих интересов.

Педагогический совет

Старайтесь нейтрально выслушивать ответ ребенка. В раннем и дошкольном детстве ребенок слишком зависит от положительного и отрицательного подкрепления своих ответов.

Сказки
3041 интересуется