Преступная халатность или просто трусость карались весьма жёстко. Но хотя вариантов хватало, я обратил внимание, что сроки наказания почти всегда сокращались или наказание смягчалось иным образом.
Вот недавно в статье о действиях рейдеров писал о трагической гибели крейсера "Жемчуг", в немалой степени по вине командира и старпома. Специально стал искать, чем это закончилось для них.
Командир крейсера "Жемчуг" капитан 2 ранга барон Черкасов Иван Александрович. Имел довольно странные понятия о боевой готовности корабля, дёргал команду и офицеров противоречивыми приказами. Человек был неуравновешенный и нервозный. Страдал сильными болями в правой ноге, раненной в русско-японскую войну, флебит и все сопутствующие дела. Постоянно глушил боль морфием. Не в этом ли кроются его странности?
Ему было 39, жене - 20. Она приезжала в порты, где задерживался корабль, вроде бы старалась организовать лечение мужа. Зачем его вообще назначали на эту должность в таком состоянии?
В ту роковую ночь в Пенанге он также был на берегу в гостинице с женой. По его приказу из-за высокой температуры боезапас был спущен в погреба, у двух дежурных орудий оставили по пять снарядов при том,что электрические элеваторы были в нерабочем состоянии. До половины команды также находились на берегу.
Суд приговорил его, с учетом беспорочной службы и наград за Русско-японскую войну, лишить чина, орденов (шесть их было, кстати) других знаков отличия, исключить из военно-морской службы, лишить дворянства, всех прав и преимуществ и отдать в исправительно-арестантское отделение гражданского ведомства на 3 с половиной года, на самые тяжелые работы. При утверждении приговора император наложил резолюцию: «разжаловать в матросы и отправить на фронт».
Матрос 2-й статьи Черкасов был направлен для продолжения службы в Урмийско-Ванской озерной флотилии на Кавказе. Трусом-то он не был и вскоре был награждён солдатским Георгием IV степени. Кстати, жена сопровождала его и здесь, работая в прифронтовом госпитале. Вскоре указом императора был восстановлен во всех правах и званиях. В марте 17 года вышел в отставку с присвоением звания капитан 1 ранга. Участвовал в Белом движении, умер в Париже в 1942 году.
Старший помощник командира крейсера "Жемчуг" старший лейтенант Кулибин Николай Владимирович. Правнук того самого знаменитого нашего изобретателя Кулибина. Если Черкасову с женой повезло, то супруга Кулибина после тяжёлого ранения мужа бросила его и отправилась в Финляндию устраивать свою новую жизнь.
Но это будет позже, а в ту жаркую ночь в Пенанге Кулибин находился на борту "Жемчуга". Впрочем, кораблю это нисколько не помогло. Николай Владимирович тоже был храбрым офицером. За участие в боевых действиях в Русско-японскую войну награжден Орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом и орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
Учитывая прежние заслуги, приговор ему был аналогичен приговору командиру, только срок полтора года. А в итоге матрос 2-й статьи Николай Кулибин был направлен для прохождения дальнейшей службы в «ударный батальон» особой морской бригады, воевавшей на Двинском участке Северо-Западного фронта. За отчаянную храбрость был награждён солдатскими георгиевскими крестами 3 и 4 степени, получил звание младшего унтер-офицера. 01.09.1916 года младший унтер-офицер Николай Кулибин был восстановлен в прежнем воинском звании, ему вернули ордена, право на пенсию и прочие привилегии.
Далее служил на тральщиках, 17 марта 1917 года "революционный" матрос с другого корабля тяжело ранил его из револьвера, пуля повредила позвоночник. Матрос продолжал стрелять, пока срикошетировавшая пуля не попала ему в живот. "Жертву революции" вскоре похоронили в кумачовом гробу, а Кулибин промучился ещё полтора года. Присвоенное в это время звание капитана 2 ранга вряд ли компенсировало его страдания.
А как раньше было? В 1828 году капитан 2 ранга Стройников Семён Михайлович приказал поднять белый флаг на фрегате "Рафаил" перед лицом турецкой эскадры. Там достаточно тёмная история, якобы это произошло под влиянием настроений команды.
В любом случае, военный суд постановил: Капитана 2-го ранга Стройникова … казнить смертию. Офицеров за невоспрепятствование, по содержанию артикула 73, сдаче фрегата — казнить смертию. Нижних чинов, за исключением находившихся в крюйт-камерах, трюме и на кубрике, за неприятие мер, по силе того же артикула — казнить смертию по жребию десятого.
Император Николай I, рассмотрев этот приговор, повелел: Лейтенанта Броуна, мичмана Вердемана, лекаря Дорогоневского, шкиперского помощника Цыганкова и всех нижних чинов — простить. Стройникова, лишив чинов, орденов и дворянского достоинства, сослать в арестантские роты; прочих офицеров разжаловать в рядовые до выслуги.
В 1831 году Стройников был переведён в матросы, далее его следы теряются. Кстати, якобы в довесок император запретил Стройникову жениться, «дабы в последующем трусов для Русского флота не плодить». Однако он опоздал - у опального капитана 2 ранга уже было два сына и они были отнюдь не трусами, оба дослужились до контр-адмиралов.
Ещё раньше, после гибели в сражении с англичанами 66-пушечного "Всеволода" в 1808 году адмирал Ханыков за потерю корабля был по суду приговорен к разжалованию на месяц в матросы, но затем помилован, через год его просто отправили в отставку. Не помогло и то, что некоторое время назад он практически командовал Балтийским флотом. Из трех командиров, не исполнивших сигнала идти на помощь «Всеволоду», один был оправдан, а двое приговорены «к лишению живота», что было заменено исключением из службы.
Ещё раньше командир линейного корабля "Святой Александр" Петр Петрович Бредаль за избиение подчинённого офицера был на три месяца разжалован в матросы, но досрочно прощён. Потом вице-адмиралом стал.
А как же во времена, не столь отдалённые?
Командира подводной лодки Маринеско Александра Ивановича за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота.
Месяц прослужил командиром тральщика и был уволен в запас. Никакие заслуги помешать этому не смогли.
А вот другая история.
Никольский Николай Иванович. В 1942 году его эсминец "Разъярённый" сел на камни. И хотя самостоятельно дошёл до базы - времена были строгие, а всю вину он взял на себя. Штрафной батальон "до первой крови". После ранения снова вступил в командование эсминцем, Главком ценил его как опытного офицера, ведь впервые он стал командиром эсминца в 26 лет. За время войны успел поучаствовать более, чем в ста боевых операциях.
После войны был командиром бригады эсминцев на ЧФ, зам. командира эскадры. После гибели линкора "Новороссийск" был назначен одним из главных виновников его гибели. Разжалован из контр-адмиралов до капитана 1 ранга и отправлен на Камчатку. Там дослужился до начальника штаба Камчатской флотилии, в 1962 году повторно стал контр-адмиралом.
Закончил службу старшим преподавателем Академии. Умер в 2005 году. Пишут, что его последними словами были:"Боевая тревога!"