Найти в Дзене

Искусство или подобие искусства?

Эгон Шиле – астрийский живописец и один из ярчайших представителей мирового экспрессионизма. Его жизнь длиною всего в 28 лет простирается между двумя известными датами: 1890 г – год кончины Ван Гога и 1918 – год смерти Густава Климта.

Универсальное искусство Эгона, не вписывающееся ни в одни рамки, подпитанное непоколебимой верой в абсолютную свободу творчества, является самой яркой и необычной страницей в истории всемирной живописи. Всего себя художник вложил в изучение человеческого тела, через которое он пришел к исследованию внутреннего состояния человека, извлекая на поверхность все тайны его души и запечатлевая их на своих холстах.

«Нет современного искусства, есть только искусство, а оно вечно».
«Нет современного искусства, есть только искусство, а оно вечно».

Пытливо интересуясь всеми таинствами секса и смерти, Шиле увековечивал человеческие инстинкты на полотнах посредством обнаженной натуры. «Я наблюдаю за физическим движением воды, цветов, деревьев, гор. Глядя на них, я отмечаю их сходство с человеческим телом, подверженным тем же порывам удовольствия и тем же страданиям» - писал художник в своих письмах.

Идея сравнения природы с человеческим телом просматривается практически во всех его портретах и автопортретах: тела посредством дрожащих линий и ломаных зигзагов выглядят похожими на растения. Шиле опровергал значимость фона, посему в своих работах все внимание он уделял линиям и изгибам человеческих тел.

«Эстетика безобразного» - таким определением критики клеймили творчество Эгона Шиле, который на протяжении всей своей жизни стирал границы между красотой и безобразием.

В творчестве молодого экспрессиониста особое место занимает обнаженная натура. Эгон не пытался придать человеческому телу особенную красоту, как это делал Густав Климт. В своих работах, охваченный идеями бренности тела, он наоборот стремится лишить его красоты путем деформации и выявления душевных тревог, что идет вразрез с установленными тогда нормами академического рисунка. Наглядными примерами тому служат картины «Обнаженная натура – юная девушка со скрещенными руками» (1910 г) и «Автопортрет, обнаженная натура» (1910 г).

Помимо прочего, имея бунтарский нрав, Эгон Шиле нарушает еще одно общепринятое табу – рисует в своих картинах обнаженных детей. Чаще всего в качестве натурщиков выступали бродяжки и сироты, воспитывавшиеся улицами Вены. В картине «Обнаженная натура – стоящая девочка с черными волосами» (1910) Эгон пытается показать пробуждающуюся чувственность юной натурщицы.

«Неужели взрослые забыли, как, будучи детьми, сами сходили с ума, то есть были заинтригованы и взволнованы всем, что касается секса? Я не забыл, так как страдал из-за этого ужасно».

Художник, восхищавшийся своими чертами и непосредственно самой личностью, является создателем свыше ста автопортретов, в том числе и в обнаженном виде. Неотъемлемой чертой, объединяющей его автопортреты, является экспрессивная трактовка рук, положения которых всегда рассказывали об эмоциональном состоянии живописца.

К числу его наиболее прославленных автопортретов относятся «Автопортрет с черной керамикой» (1911 г) и «Автопортрет с китайским фонариком и с фруктами» (1912 г).

-3
-4

Самой шокирующей и «аморальной», как ее называют критики, картиной Шиле является картина «Две девушки» (1911). Сложно подумать, как современники не узрели в художнике сексуального маньяка или просто психически нездорового человека. Отметим, что работы Эгона не были проявлением какой-либо болезни, а только лишь являлись бунтом против общественных табу. Однако в 1916 году этот бунт ослабевает, а его творчество становится более умеренным и мягким. В его работах по-прежнему находится место для эротического аспекта, но формы человеческих тел изображаются куда более плавными, что можно наблюдать на таких картинах как «Женщина с зеленой косынкой» (1914) и «Женщина, сидящая с поджатым коленом» (1917).

-5

Шиле, изобразивший немало обнаженных натур, в 1917 году являет на свет еще одну провокационную, но от этого не менее прекрасную картину «Объятия». Любопытно и то, что данное полотно на первый взгляд напоминает «Поцелуй» Густава Климта, однако существенная разница между нежным спокойствием «Поцелуя» и яркой страстью «Объятий» не позволяет критикам трактовать его как плагиат.

-6

В расцвете своего творчества, не успев насладиться жизнью и славой крупнейшего австрийского живописца в полной мере, Эгон Шиле умирает от испанки на 28-м году своей короткой, но оставшейся жить в памяти миллионов жизни.

-ДЗМ.