Найти тему
Лариса Суркова

Помогать ли ребёнку делать уроки?

Я знаю, что в душах тех, кто прочитав, закричит "невозможно". Вам страшно, что вас оценят, как плохого родителя; что ребёнок будет "не такой, как все"; что вы потеряете контроль. Я знаю, и я такой была. Но благодаря мудрым учителям вовремя остановилась, вдруг и вы меня услышите?

Я же делала опрос... и никто не ответил, что отправляет ребёнка в школу ради того, чтобы его оценили как хорошего родителя.

1. В школу идут не "мы", а ребёнок. Позволяйте ему отделяться.

2. Отдайте ему право учиться. Передайте эту обязанность за праздничным столом. Не забыв сказать, что вы рядом.

3. Ребёнок к 7 годам готов принять ответственность на себя, по тому простому праву, что правит им кризис 7 лет. Это и есть истинный кризис "Я сам" (а не в три года, как многие думают) Ребёнок хочет, а мама не дают. Ибо мучает её вопрос: "А что люди скажут, если мой задание хуже сделает" И вот так сидят над своими чадами. Да как в том анекдоте "во время подготовки домашнего задания тему урока выучили все соседи, включая кошек во дворе" А потом, годам к 12, уже родители устали, да ребёнок привык. И просит их не лениться, а продолжать в том же духе отвечать за его успеваемость. Что по итогу? Садимся за круглый стол и сообщаем, что учеба ЕГО ответственность, а мы всегда будем рядом, чем сможем поможем, но учиться за него не будем. Можно даже бумагу составить для наглядности, где прописать его права и обязанности. И что одного без другого не бывает. Для примера себя приведите. Обращаться к своему опыту вообще всегда полезно и наглядно. 

Вопрос второй, наверное главный: Как его мотивировать. Для детей лет до 8-9 все ещё чудесно работают доски мотивации. Принцип создания прост. Берете лист бумаги и вписываете параметры, на которые хотите ребёнка сподвигнуть. Они должны быть очень конкретными. Все же понимают, что пункт "убранная комната" - субъективен? Что для вас полный караул в комнате, для вполне себе чистота. Берём, например: заправленная постель; сделанные домашние задания (качество надо отдельно проговорить); выкинутое ведро и тд. Не более 5 пунктов. И рядом квадратики - день недели. Сделал - плюсик. Вся неделя прошла на ура - приз. Я любитель призов эмоциональных: рыбалка там, или поход на выставку. Просто очередная стотысячная игрушка забудется быстро. А вот поход в лес, возможно, будет помнить всю жизнь. А можно доски мотивации для всей семьи сделать. Пусть и дитё вас оценит. Так вы дух соревнования в мирное русло направите. На самом деле, с детьми в этом возрасте интересно. Главное помнить, кто тут родитель и здравый смысл не терять!

4. Ребенок в любом возрасте должен делать уроки сам. Если он не может делать сам, т.к.есть проблемы (например, синдром дефицита внимания), то надо искать решение.

Даже если вы будете сидеть над ним 5 часов, будете орать, распугивая соседей, или лупить ему подзатыльники - вопрос не решится. Бесполезно лечить симптомы, надо лечить болезнь. Ах, ему лень? Лень - это штука странная. Есть понятие "отсутствие мотивации". Значит, пути какие? Либо делать уроки за него и получить ноль интереса к знаниям и неумение учиться, либо искать мотивацию. Сами не можете - к психологу загляните. Школа плохая? Меняйте. Нет другой? У нас изобилие онлайн-образования, в т.ч.бесплатного. Где ребёнка будут учить главному - хотеть учиться! Делать уроки за ребёнка не выход вообще! Помочь, разобрать, объяснить - да. Дальше сам!

5. Спросите себя, хотите ли вы ответственного человека или хотите все контролировать?

6. Оценка - иллюзия. Она не показатель знаний, она субъективна.

7. В 7 лет передать ответственность проще, чем в 14. Когда нормально не хотеть ничего. В 7 есть шанс сформировать привычку!