Найти тему
Исторический музей

Богоборчество и воинствующий атеизм в музеях

В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)
В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)

1927 год ознаменовался началом повсеместного разрушения памятников архитектуры, ликвидацией музеефицированных храмов, а также возникновением Управления по делам музеев-усадеб и музеев-монастырей в системе Наркомпроса. В официальной идеологии страны ведущую роль стали играть богоборчество и воинствующий атеизм, которые спустя десятилетие после революции легко завоевали позиции в сознании трудящихся масс. В антирелигиозную пропаганду были втянуты все слои населения.

Музеи-храмы закрывали на длительную реставрацию, их занимали разнообразные учреждения, превращали в краеведческие и атеистические музеи с полным или частичным уничтожением интерьеров. Ярким примером новых установок в музейном деле является организация на базе Новодевичьего монастыря «Музея раскрепощения женщин».

Музей в Храме Василия Блаженного (Покровский собор) не закрылся, он продолжал выполнять свои функции, сохраняя сам памятник. Несмотря на тяжелые политические и финансовые отношения реставрация Покровского собора не прекращалась. Исследователям неизвестен ни один официальный документ, в котором содержалось бы решение о сносе Покровского собора.

С 1 марта 1928 года «Покровский собор» передали в ведение Государственного исторического музея. В сложившейся тяжелых условиях существования музеев-храмов это оказалось настоящим спасением. Покровскому собору оставили право продолжения самостоятельной учетной, научной, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности.

На рубеже 1920-1930-х гг. музей оказывается в непростой обстановке. Музеи должны были содействовать общим задачам развития индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, вести политическую и экономическую пропаганду. На руководящие должности в музее приходят передовики производства — рабочие и крестьяне — далекие от культуры, но верные делу партии, так называемые выдвиженцы. Они были призваны очистить музеи от «буржуазных» специалистов в целях «рационализации» музейного дела.

В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)
В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)

В 1929 году музей был втянут в орбиту антирелигиозной борьбы, которая в этот период принимает невиданные масштабы в стране. Многие музеи закрывались, сносились древние храмы не по воле властей или государственных учреждений, а по требованию Союза безбожников, превратившегося в кратчайшие сроки

«в мощнейший политическую силу, от которой напрямую зависели судьбы московской старины».

Летом 1929 года в Покровском соборе открылась первая антирелигиозная выставка. Отдел иконописи и прикладного искусства также был превращен в антирелигиозную выставку с помощью соответствующих плакатов и текстов. Накал атеистической пропаганды выражался в количестве открытых по этой теме выставок — 11 за период 1929-1931 гг. Сохранились сведения о том, что кроме стационарных выставок сотрудники создавали выездные.

Выставочная деятельность позволяла дальновидным и мудрым сотрудникам музея уберечь от уничтожения настенную роспись собора, иконостасы и уникальные экспонаты, с помощью которых они проводили антирелигиозную пропаганду среди трудящихся. В этом отношении показательны выводы Комиссии ГИМ 1931 года по удалению иконостасов из собора. Причиной постановки вопроса послужило то, что «некоторые посетители, придя в Музей Собор Василия Блаженного, крестятся». Тогда было принято решение использовать ценности музеев в интересах борьбы с религией. Иконы, церковная живопись, шитье, рассматривались как мощный источник антирелигиозного воздействия.

Член комиссии А. В. Арциховский предложил применить метод «обработки иконостасов»: вместо их удаления «необходимо, чтобы иконостасы стали антирелигиозными экспозиционными щитами, были бы снабжены этикетажем, который разъяснял бы классовую сущность икон, а также были бы разбиты на части плакатами и может быть даже диаграммами».

Предложенная «обработка» иконостасов открывала путь к их спасению, несмотря на то, что во исполнение решений Комиссии на тяблах иконостасов на долгие десятилетия появились лозунги-цитаты классиков марксизма-ленинизма. Они дополняли высказывания и антирелигиозные тексты, изобиловавшие в витринах и на стенах церквей. Принятые меры позволили сохранить целостность облик интерьеров и подлинные экспонаты.

В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)
В Покровском соборе (Храм Василия Блаженного)

Музей дважды участвовал в сборе средств на подводную лодку «Воинствующий безбожник». На собрании сотрудников в феврале 1933 года было решено организовать при музее антирелигиозный кружок и записать в Союз воинствующих безбожников.

Из книги отзывов:

Группа от жилтоварищества по ул. Баумана домохозяек с руководителем от ячейки «Безбожник» остались очень довольны методом пояснения. Не задевая и не оскорбляя религиозного чувства верующих, руководитель изложила историю религии всех народов, а также историю этого собора. Считаю эту работу наглядной. Так как теперь и тот знает, кто прежде ничего не знал.
Экскурсоводом была Т. Турецкая. 2.04.1930
Группа учащийся Ф. З. У. из города Ростова-на-Дону посетила Храм Василия Блаженного и вынесла следующие мнение о храме:
Антирелигиозная работа поставлена вполне усвояема для масс. Нам не нравится загромождение стен различными лозунгами и плакатами, что исключает девственность храма как исторического документа времен Ивана Грозного. Советуем вынести из него антирелигиозные надписи, но обязательно при наличии лектора. Однако экскурсия и рассмотренный нами материал при сопровождении хорошего лектора нам очень понравился. 20.06. 1930
Ваша реставрационная работа не только воссоздала старое сооружение, но и показала технику древнего строительства, что имеет для нас решающее значение. В антирелигиозном отношении музей показывает, каким способом Бог заманивал народ; лучшие техники, художники приглашались на службу ему. Китайские рабочие и крестьяне учатся у старших русских братьев не только тому, как разрушить старый строй, но и как бережливо сохранить, реставрировать ценности, созданные человеческой рукой — гордость человека. Китайский рабочий. 1934