В рамках одного из крупнейших на сегодняшний день исследований в области генетики человека международная группа ученых выявила более 1200 генетических вариантов, связанных с уровнем обучаемости человека. “Полигенная оценка”, которую исследователи разработали на основе этих вариантов, может объяснить более 11% различий в уровне обучаемости между участниками.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature Genetics, участвовал 1 миллион человек из 15 стран. В метаанализе использовалась информация, полученная из 71 набора данных, включая некоторые из крупнейших генетических наборов данных в мире, таких как Британский Биобанк.
Исследователи провели более двух лет, анализируя генетическую информацию об участниках, которую они связали с анкетными данными о количестве оконченных классов и дальнейшем образовании. Участники исследования были Европейского происхождения в возрасте от 30 и более лет.
В гораздо меньшем исследовании, проведенном ранее, было выявлено 74 вариации генов, участвующих в развитии мозга. На основании этих данных можно было приблизительно определить количество завершенных школьных классов. В новом исследовании огромный массив данных позволил выявить 1271 вариант генов, которые могут влиять на уровень обучаемости. Некоторые из этих генов участвуют в нейронно-нейронной связи и секреции нейромедиаторов.
По отдельности обнаруженные вариации отвечают за 4% различий в уровне обучаемости. Но при пересчете полигенной оценки, ученые обнаружили, что суммарный эффект составляет около 11-13%.
Исследование имеет важное значение, поскольку оно помогает ученым составить более четкую картину сложного взаимодействия между генетикой и формированием обучаемости человека.