Устало покачиваясь в седле, кирмэн Буляртай думал. 5 месяцев назад у этой кривой сосны, он качался также в другую сторону. Тогда по призыву эмира Ылттанбэка он вел к далекому восточному Итилю на защиту булгарского вала весь род буртасов и всех его бахадиров. Все 8 000 мечей джичен субаса иль- Беллака.
Тогда эмир сказал ему и всем кумэнам булгарских земель, что монголов много. Что мороз превратит валы Итиля в гладкий лед. Но монгол пришло море морей, а мороз не пришел. Мечи устали разрубать тела,а монголы гнали и гнали кипчаков по телам кипчаков. Тогда Буляртай потерял 3000 буртасов.
С валов Итиля море монголов залило Булгарию огненной волной. Эмир Ылттанбэк собрал оставшихся улугбэков с их кумэнами еще раз, в битве за иль-Сувар. Под Суваром Буляртай атаковал монгольские пороки и сжег их. Но 2 000 верных бахадиров остались и там. Армия булгар опять проиграла. А потом опять и опять, теряя людей. "И теперь Ылттанбэк исчез, все разбежались, и у этой чертовой сосны я веду обратно только 2000" - печально подумал Буляртай.
Ровно год назад зимой 1236 года монголы Бату-хана перешли Итиль. Несмотря на предательство эльтебера Ильгама, военный правитель эмир Ылттанбэк встретил 14 монгольских тумэнов на Заволжском валу всей мощью Волжской Булгарии. В серии поражений армия была уничтожена, эмир и большинство улугбэков погибли при обороне столицы - Булгара. Оставшиеся отряды сопротивлялись и умирали в огне городов.
Но кирмэн Буляртай этого не знал. Он вел всех воинов домой и думал, что делать дальше. Приближался родной Сурчат. Город торговцев и ремесленников спокойно дымил трубами домов на реке Суре в землях буртасов. Юго-западная граница Волжской Булгарии. Сразу за ним начинались земли русов, в 7 днях пути был Киев.
Сурчат стоял на торговом пути между Булгаром и Киевом, был местом всех наций. Арабы, греки и русы, мокша и эрзю, булгары и буртасы – все торговали, ругались и любили его как свой. Но теперь кирмэну надо было решать, что делать. Буляртай знал, что монголы дойдут и до его Сурчата. Надежда была только на то, что свои придут раньше.
Но хватит ли сил, чтобы защитить город… Или лучше всем раствориться в лесу? А там найдется пропавший улугбэк иль- Беллака, появится армия эмира,может придет Русь и прогоним монголов?
"Нет. Не дело древнему роду бургасов бегать по лесам, оставляя его игенчей на растерзание монгольской конницы, а могилы предков у масжиди Жами на поругание" – решил Буляртай, въезжая в ворота Сурчата
Да и было чем встретить гостей. Сурчат был небольшим, но крепким орехом. Раскинувшись на древнем торговом пути, буртасский род Буляртая накопил немало. Этим богатством кирмэны хорошо вложились в защиту родовой столицы. Город считался одним из самых защищенных во всем иль-Беллаке, западной провинции Волжской Булгарии.
Арабские инженеры насыпали четыре поперечных вала со рвами с трех сторон, и вал со рвом по краю мыса у реки Сура. Затем они обнесли город деревянной стеной с 6 башнями. Кирмэн даже купил у арабов дорогую новинку – яу таган, хитрую арабскую повозку с большой ложкой, которая плевалась камнями очень далеко. А русские друзья поставили 10 своих самострелов на башни.
Сурчат готовится
Баликбаши Гумари доложил, что есть для неприятной встречи. Пара сотен англов, набивших руку в стычках с речными пиратами. Чуть больше кавэсов гарнизона и легких гузаров. До полутора тысяч ополченцев из числа стреляющих в небо субашей и стреляющих в цель - ирмышей. Русская черниговская дружина воеводы Семена, охраняющая русских купцов решила остаться. Арабы уходят. Еще 350 русских мечей. Но главной силой кирмэна были 1500 конных бахадиров, вернувшихся с ним. И 500 конных юлдашей - аскизов с далекого Алтая во главе с Апсалаем.
Бывалые рубаки, хоть и за деньги, но бьющиеся храбро за его род десятки лет. Еще два десятка верных джандаров. Всего 2 000 конницы и 2000 разномастной пехоты и стрелков. К неплохому гарнизону кирмэн добавил свой опыт войны с монголами. На берегах Итиля и у стен Сувара, он видел десятки монгольских пороков, кидающих камни и огонь. Конечно, лесной Сурчат это не помпезный Сувар и монголы вряд ли будут развертывать свои машины у небольшого города. Но Буляртай перестраховался.
По всей линии подхода к городу он приказал снести все хижины и выкопать глубокие ямы с кольями и траншеи. Чтобы катапульты и пороки не смогли подойти, а монгольские конники падали в них. По линии обстрела русских самострелов и стрелков на башнях Буляртай приказал навалить ряды катау из деревьев и облить смолой. Все было закончено началу июля 1237 года.
"Неплохо, чтобы отсидеться за толстыми стенами до подхода войск эмира" - поделился работоспособный кирмэн со своим баликбаши по окончании обхода укреплений
Конечно, лесной Сурчат не мог знать, что страны больше нет. Что 2 дня назад в огне пожаров погиб соседний Наровчат. Всего в паре дней на север. Последний гарнизон исчезнувшей страны затаился в лесах и ждал. 2 месяца прошло, как кирмэн вернулся с войны и было тихо. Может обойдется? Но на рассвете 28 июля 1237 года восточный эр-эвен забил в сторожевые барабаны
по теме: волжская булгарияI заволжский валIзабытая битва народов
---------------------------------------------------------------------------------------
Терминология Волжской Булгарии: кирмэн – князь племени на службе; эмир-военный правитель; эльтебер – царь; бахадиры – рыцари/феодалы кирмэна; Итиль-Волга; джичен субас – округ провинции; иль- провинция; улугбэк – наместник (губернатор) провинции; буртасы – исчезнувший народ Пензенской области; Сура – река Пензенской области; масжиди Жами – центральная мечеть; яу таган – катапульта; самострел – тяжелый русский арбалет в метр длиной; баликбаши – воевода; англы – береговая охрана; кавэс – солдат гарнизона; джандары- телохранители/гвардия; гузары – легкая пехота; субаши-народное ополчение; ирмыши-резервисты;юлдаши – наемники; аскизы – древние хакасы Алтая; эр-эвен – застава; катау – засека/баррикада из деревьев; игенчи-крестьяне; пороки - метательные осадные орудия