55,4K подписчиков

Что нужно знать об оркестровой яме

2,9K прочитали

Раньше яма ямой не была

Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.

Ямой (по английски pit) назывался в прежние далёкие времена весь партер, потому что это было самое низкое место в театре, часто с земляным полом (par terre - с французского "на земле"), где не было ни кресел, ни даже лавок. Публика там стояла и свободно перемещалась во время спектакля.

Оперный театр во Флоренции, 1837 год.
Оперный театр во Флоренции, 1837 год.

И оркестр сидел тут же, отделенный от зрителей какой-нибудь перегородкой. То есть эта часть партера (ямы) называлась тоже ямой, только оркестровой (orchestra pit) или просто - orchestra.

Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.

Вот, например, оперный театр в Версале (XVIII век):

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-2

Театр чешского города Крумлова (гравюра 1798 года).

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-3

А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-4

Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из "Пер Гюнта" Грига или "Свадебный марш" Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.

Тем более, что раньше вообще не всегда было деление на оперный и драматический театр. Все спектакли шли на одной сцене, как долгое время у нас в Большом.

Вот постановка шекспировской драмы "Генрих IV" в Королевском театре английского города Бат. 1750 год. Оркестру отвели небольшой загончик)

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-5

На картинах Дега видно, что в Парижской опере ещё даже в 80-е годы XIX века музыканты сидели не в реальной яме, а на уровне пола партера.

Эдгар Дега. Оркестр Парижской оперы
Эдгар Дега. Оркестр Парижской оперы

Первые ряды зрителей визуально смешиваются по этой причине с оркестрантами.

Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера "Роберт-дьявол"
Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера "Роберт-дьявол"

А здесь видно, как нахальный меломан в цилиндре с биноклем из первого ряда чуть ли не на голову сел оркестрантам, чтобы разглядеть даму в ложе (и это во время спектакля! представьте, какая была распущенная публика!). Музыканты только условно отделены от зрителей.

Жан Беро. Ложа в партере
Жан Беро. Ложа в партере

В театрах США можно было видеть такие же ямы "без ямы" даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера).

Эверетт Шинн. Оркестровая яма в театре на Пятой авеню, 1906 год.
Эверетт Шинн. Оркестровая яма в театре на Пятой авеню, 1906 год.

Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века.

Когда в 1825 году был открыт Большой театр в Москве, в нём уже была оркестровая яма в полном смысле этого слова. И это было новым словом в театральном интерьере.

О том, в какую яму погрузили в итоге оркестр театральные архитекторы - в следующем посте ("Каково человеку в оркестровой яме?".

А пока ещё один вопрос, который противоречиво освещен в источниках.

Где и как стоял дирижер в оркестровой яме?

Сейчас он занимает место на возвышении перед оркестром. Он дирижирует оркестром и показывает вступления певцам.

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-10

Сто лет назад и ранее дирижёр стоял в центре оркестра лицом к сцене.

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-11
 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-12

или у самого края сцены, так что оркестр был у него за спиной.

Эверетт Шинн
Эверетт Шинн

Фактически именно дирижер руководил всем оперным спектаклем.

На следующей картинке Оноре Домье изображён оркестр драматического театра. Пока у актёров на сцене диалог, можно и вздремнуть)

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-14
Такая практика существовала до начала 20 века. В Большом театре перестановка дирижёра в современную позицию произошла благодаря инициативе Сергея Рахманинова (он некоторое время занимал там пост дирижёра)

Ещё одна популярная в прошлом позиция дирижёра - сидя за клавесином в правой или левой стороне оркестровой ямы. Примерно так, как на этом фото (оркестровая яма в старинном театре чешского Крумлова).

 Раньше яма ямой не была  Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.-15