Излагать свои мысли легко и красиво, формулировать идеи так, чтобы вас понимали, грамотно говорить и писать – навыки, необходимые сейчас каждому профессионалу. Если раньше эти качества считались прерогативой специалистов определенных сфер, то в наше время умение пользоваться родным языком почти на профессиональном уровне необходимо любому, кто хочет добиться успеха в карьере и бизнесе. Независимо от области деятельности, профессии, специализации и даже уровня занимаемой должности, оттачивать мастерство оратора, развивать свою культуру письменной и устной речи важно каждому. Об этом мы поговорили в рамках интервью с экспертом «ЖиШи» – Викторией Шилкиной, клиническим психологом, юристом, издателем и главным редактором книжных проектов «Библиотека Генерального Директора» и «Библиотека КнигиКратко», руководителем образовательного проекта «Международная Академия Развития», автором книжного блога Books-for-you.ru.
ЖШ: Виктория, как, по Вашему мнению, умение грамотно говорить и правильно излагать мысли влияет на репутацию человека, на его карьеру, работу, бизнес?
ВШ: Грамотная речь, как визитная карточка, влияет на первое впечатление, которое вы производите на людей. Оно, как известно, формируется быстро и надолго: пренебрегать этим не нужно. Если говорить о профессиональной репутации, то тут одной грамотной речи недостаточно. Важно не только, как вы говорите, но и что. На карьеру и бизнес влияет умение понять, что нужно вашей аудитории, и донести до нее это. Я бы не стала использовать словосочетание «правильно излагать свои мысли». Правильно – это как? Тут нет единых критериев. Главное, на мой взгляд, чтобы эти мысли у человека в принципе были. Чтобы ему было, чем делиться, что сказать. И, конечно, умение донести до слушателей и читателей свои идеи так, чтобы было понятно, интересно и полезно.
ЖШ: Да, именно об этом мы и говорим: правильно излагать мысли, то есть грамотно и умело – так, чтобы вас поняли другие люди и поняли верно. Как это умение влияет на профессиональную деятельность человека?
ВШ: Напрямую влияет. Умение выразить свою мысль так, чтобы собеседник не только понял, но и принял ее – определяющий навык для карьеры, репутации, успешной профессиональной деятельности. Переоценить его сложно. От того, как вы им владеете, зависит, сможете ли вы выстроить успешные деловые отношения с партнерами, клиентами, руководством, коллегами, подчиненными. Люди, которые обладают этим навыком, в итоге выигрывают у тех, кто, может быть, даже профессиональнее их, но имеет сложности в общении. Не зря говорят, что, например, для руководителей эмоциональный интеллект (EQ) важнее IQ.
ЖШ: Насколько важны умение пользоваться русским языком и грамотность (устная, письменная) для бизнесмена, руководителя компании? Считается, что каждый должен заниматься своим делом. И, кажется, что для управленца не столь важно уметь писать тексты и быть исключительно грамотным: ведь здесь поможет подчиненный или коллега, который уже обладает данными компетенциями.
ВШ: Сегодня навык писать тексты стал универсальным. Он важен для любой деятельности. Мы живем в такое интересное время, когда каждый может собрать в Сети большую аудиторию. Раньше это было доступно только издательствам и телевизионным компаниям. Сейчас такая возможность есть у каждого – только не ленись. Мир онлайн стал не менее важным, чем мир офлайн. Теперь профессионал из любой области может заявить о себе через разные каналы: соцсети, блоги, группы и т.д. Мне кажется, не нужно пренебрегать такой возможностью. Это своего рода ваша подушка безопасности. Если вас знают и вам доверяют, то у вас больше шансов найти ту работу, которую вы хотите.
Авторы книги «Твоя бизнес-модель» пишут, что это большая ошибка, когда люди годами работают на своих должностях, но о том, какие они профессионалы, знают только непосредственный начальник и коллеги по отделу. Согласна с этим. Я за грамотное развитие личного бренда. И вот тут хорошая речь и умение излагать свои мысли письменно крайне необходимы. И неважно, чем вы занимаетесь и какая у вас должность.