Найти тему
Societé Turbo

Большой юбилей Летучего Финна!

Оглавление
Мика Хаккинен сегодня юбиляр!ЬС
Мика Хаккинен сегодня юбиляр!ЬС

28 сентября 2018 года Мика Хаккинен - двухкратный Чемпион Мира в классе Формула-1 98 и 99, вице-чемпион 2000го, а также Чемпион Формулы Форд 87года, Чемпион Евросерии Опель-Лотус 88 года, Чемпион Британской Формулы-3 90 года, самый успешный финн в истории Королевских Автогонок - празднует свой 50 летний юбилей!!!

1991

Как же быстро летит время. Первый раз я увидел его фамилию летом 91 года, не на телеэкране, а на вкладыше от жевачки, который храню до сих пор. Его автомобилем был тогда бело-зелёный Lotus 102B Judd. Легендарная команда переживала глубокий кризис, но не самый быстрый автомобиль позволил 23-летнему дебютанту заработать 2 очка за 5е место в Сан-Марино. Вот такой Lotus:

1991 Lotus 102B Judd Мики Хаккинена
1991 Lotus 102B Judd Мики Хаккинена

1992

В 92м Формула-1 ворвалась в Российский телеэфир вместе с голосом Алексея Попова и завладела моим разумом. В том году для меня абсолютным фаворитом (что неудивительно) был Айртон Сенна - я болел за МакЛарен. Мика в тот год выступил просто отлично - 8е место с 11ю очками за два четвертых, одно пятое и три шестых, но был не очень заметен по ходу трансляции - подиумов у него не было.

Хаккинен добирается верхом на Лотусе своего напарника Джонни Херберта (1992год)
Хаккинен добирается верхом на Лотусе своего напарника Джонни Херберта (1992год)

1993

В начале 1993 года Мика вообще пропал из моего поля зрения, став тест-пилотом команды МакЛарен. Карьера многих молодых гонщиков заканчивается именно таким образом. Выстрелившее юное дарование, не найдя места боевого пилота, уходит в "тень", прописываясь в именитой команде во "второй состав" (как наш Даниил Квят в Феррари), причём подаётся это, как достижение, но потом мы фамилии этого пилота слышим всё реже...

Айртон Сенна и Мика Хаккинен. 1993 год.
Айртон Сенна и Мика Хаккинен. 1993 год.

Но у судьбы были другие планы на финского гонщика.

1993 был очень сложным годом для команды Рона Денниса. Айртон Сенна весь год сидел на чемоданах, и, хоть весь коллектив его боготворил, ощущение надвигающейся пустоты давило и выбивало почву из под ног.

Еще этот ... Андретти. Деннис позвал Майкла Андретти из Америки, видимо, вспоминая о успешном сотрудничестве с его отцом Марио. Прославленный Американский чемпион выглядел настолько беспомощно в европейских гонках, что сбежал (или его уволили) не дожидаясь окончания сезона. Деннис посадил в кокпит молодого финна и разрешил ехать на все 100%. Лучше бы он сделал это с самого начала сезона. Эти 3 гонки запомнились ярким рискованным и бескомпомиссным пилотажем Мики и его первым подиумом.

С тех пор именно Хаккинен - мой любимый гонщик.

1994

1994 McLaren Peugeot MP 4/9
1994 McLaren Peugeot MP 4/9

Очень многое можно почувствовать, посмотрев документальный фильм "The Team. Season with McLaren". Похоже, в лице Мики авторитарный Рон Деннис нашёл своего гонщика.

Все боготворили Сенну, все его любили или ненавидели, он был недосягаем. Его нельзя было судить. Им нельзя было управлять. Он словно и был самим Духом Гонок. И, когда он ушел - он оставил Гонки людям. После трагедии, оглушившей и ослепившей всех в Имоле 94, нужно было как-то продолжать жить. Началась новая эра Ф-1. Эра людей, настоящих людей.

Безумно красивый и доволно быстрый, но с очень ненадежным двигателем Peugeot, McLaren MP 4/9 в 1994 привозил Мику либо на подиум, либо на обочину. Из 15 гонок - 6 подиумов и 7 сходов. Но 4е место по итогу года - отличный результат!

1995, 1996, 1997

1995 McLaren Mercedes MP 4/10
1995 McLaren Mercedes MP 4/10

Возвращение Мерседеса в Королевские гонки не было гладким. Первый блин вышел совсем уж комом. Сырой двигатель был закономерно ненадежным, шасси поражало неэстетичным внешним видом и не радовало скоростью. Да еще и вернувшийся из заокеанской коммандировки Найджел Менселл не влез в кокпит(!). И, тем не менее, McLaren Mercedes MP4/10, известный как один из наиболее уродливых и неудачных автомобилей Ф-1, 2 раза привез Мике серебро. Финалом 95 года была авария, в результате которой Мика с переломом черепа, чуть не отправился вслед за Айртоном. Выжил он благодаря своевременному и профессиональному вмешательству врачей.

В межсезонье команда и лично Рон Деннис сделали всё возможное для скорейшей реабилитации и восстановления гонщика. В первой же гонке 1996, он заработал очки, в Великобритании мы уже снова видели его на подиуме. 5 место в Чемпионате после комы... это было отлично!

Важную роль в судьбе Хаккинена сыграл его партнёр Дэвид Култхард. В 1997 Дэвид победил в первой гонке сезона и вернул команду в число победителей Гранд При, а в последней гонке, по просьбе (а не по приказу) Денниса отдал Мике победу, пропустив его вперёд.

Это была командная тактика, но не в обычном пошлом понимании этого выражения. Здесь тактика заключалась в той колоссальной поддержке, которая ВСЯ команда оказывала своему гонщику, поддерживая его до последнего. И, знаете, да, Дэвид Култхард - не Чемпион Мира, его звание - гораздо выше!

Это событие изменило жизнь Мики навсегда. Думаю, что именно об этом он думал говоря в интервью:

Не все в мире организовано по принципу «человек человеку волк». Просто надо точно знать, с кем имеешь дело, и работать с правильными людьми.

1998

Хаккинен - победитель!
Хаккинен - победитель!

Знаете, в чём кардинальное отличие карьер двухкратных - Мики Хаккинена и Фернандо Алонсо?

Фернандо, как яркая звёздочка блеснул в Минарди, попал в Рено и смог раскрыть свой талант на лучших машинах пелотона 2 раза подряд. Что дальше. Для меня вся его дальнейшая карьера выглядела, как

Дайте мне лучшую машину и я стану чемпионом мира!

Характер Фернандо полностью раскрылся и запах ароматами во время его внутрикомандной борьбы с дебютантом Хэмильтоном. Вот тогда он показал, что значит для него команда. Ситуация недавнего времени с моторами Хонда не менее характерна.

Мика работал в команде, когда та переживала трудные времена. Но он всегда доверял Деннису, а Деннис доверял ему. Пережив 3 сложных года становления, работая с медленными и ненадежными машинами, выжимая из них все, участвуя в их улучшении, он всегда был частью МакЛарен. Мы видели его улыбку даже, когда казалось, что МакЛарен уже никогда не победит.

В 1998 Серебряные Стрели были сильнее всех. 8 побед Мики и 2 Дэвида на 6 Михаэля. Мика стал Чемпионом Мира. А я навсегда запомню его победу в Гран При Монако.

1999

McLaren Mercedes MP4/14 1999 год
McLaren Mercedes MP4/14 1999 год

Несмотря на то, что Михаэль Шумахер выбыл из борьбы, сезон 1999 не выдался лёгким для Мики, Дэвида и всей команды. Знамя подхватил второй гонщик Скудерии Феррари - Эдди Ирвайн. Борьба была настолько плотной, что разница в очках между Чемпионом - Хаккиненом и вице-Чемпионом - Ирвайном составила 2 очка. Кроме того на титул долго претендовали Х-Х Френцен на Джордане и Култхард.

Этот год вскрыл театральность всего мероприятия: помните, как Скудерия ополчилась против своего же пилота, признавая только одного победителя - Шумахера. На одной из гонок произошла фантасмагория - Ирвайну в решающем пит-стопе вынесли три(!) колеса, а потом искали четвёртое.

2000-2001

Мика и Дэвид перед сезоном 2001
Мика и Дэвид перед сезоном 2001

2000 год украшен плотной борьбой Мики и Михаэля. 9 побед Шумахера на 4 победы Хаккинена. 108 на 89 очков - такой финальный счёт того интереснейшего года, года открывшего рекордную серию триумфальных для Михаэля чемпионатов.

Миллениум повернулся лицом к Михаэлю. А Мика... как тогда говорили, растерял мотивацию. Чемпионат 2001 года он закончил на 5м месте, победив в 2х Гранд При и попросил Денниса, отпустить его на волю.

Его карьера закончилась хоть и не на подъёме, но и до провала было еще далеко. Сам он считает, что причиной "потери мотивации" явилась авария 1995 года. Та самая, которая запустила счет годам его новой жизни, превратила в 2х кратного чемпиона. Мика решил, что время, отпущенное ему на гонки - закончилось.

Когда ушёл Мика

Когда ушел Мика, я надолго перестал болеть за кого-либо так честно, как это делал в старые времена. Возможно, это взросление. Но, думаю, что всё проще. Просто болеть хочется за того, кто тебе приятен.
Это подтверждается тем, что снова я ощутил забытые эмоции, когда в гонки пришел наш Виталий Петров.

-10

Сегодне Мике - 50! Это не много и уж точно не мало. Сегодня я просто вспоминал гонки с его участием. Это было приятно. Мика, с Юбилеем! Спасибо за Формулу-1 с человеческим лицом. Спасибо за терпение, за самоотверженность, за преданность, за профессионализм. Спасибо за победы. Спасибо за то, что ты делал Ф-1 настоящим Спортом!