Проблема "вкусовщины" стара как мир, но интересно видеть её живые следы вековой давности.
В Иркутской областной библиотеке хранится довольно приличный набор дореволюционных периодических изданий, среди которых имеется и небезызвестный журнал "Аполлон".
В его пятом номере за 1911 год была помещена статья Маковского (издателя-редактора журнала), посвященная памяти недавно скончавшегося литовского художника Чюрлёниса (тогда еще по-старорежимному - Чурляниса). С каким-то неоднозначно понимаемым зачином:
Смерть ревниво увела его от нас в ту минуту, когда казалось - вот-вот из рук его польются сокровища и осветят сумерки его мечты...
Хотя дальше всё, в том числе и цитируемое письмо Вячеслава Иванова, было выдержано во вполне восхищенных тонах:
Картины Чурляниса не для трезвых, скептических душ. Надо сознать и полюбить его бред, надо позволить себе отдаться наваждению, переступить вместе с художником видимые грани и за ними почуять Невидимое, словно отраженное в бесконечном ряде зеркал.
Конечно же статья была сопровождена иллюстративным материалом - несколькими чёрно-белыми репродукциями картин Чюрлёниса.
И вот на паспарту одной из них - "Рай" - неведомый любитель искусства оставил карандашную маргиналию. Судя по размашистой и с сильным нажимом горизонтальной линии над последней "т" - в очевидном раздражении:
"Ничего не могу понять".
Хотя, наверное, дело всё же было не в художнике, поскольку оригинал все же выглядит чуть-чуть поярче.
PS: этот и другие номера "Апполона" можно почитать в "Электронекрасовке".