Энгр не хотел заниматься живописью. Он мечтал играть на скрипке, но понимал, что не соберет кассы. Может он и поменял бы свое высокое положение в мире художников на столь же материально обеспеченный смычок. Мы не узнаем.
Есть такая сказка: бревно подыгрывает публике, в то время как бриллиант гнет свою линию, невзирая ни на что. Но гнуть свою линию - это роскошь. Богатые от судьбы художники, такие как Босх, могли себе это позволить.
Многие гении чутко следовали за потребностями публики, часто раньше других угадывая, как их можно удовлетворить. Учитывать реальные потребности аудитории - это не значит унижаться. Наоборот, это медитативная практика похлеще всех динамических медитаций.
Трагедии писали для аристократов, которым не хватало в жизни стресса. Буржуазия, то есть работающие люди, быстро переориентировала авторов на мелодрамы. Ей нужны были не только пертурбации, но и отдых, позитив. Люди любят пожрать и полюбить друг друга физически, потому что это базовые потребности даже тех, кто читает Хайдеггера на китайском.
Интерес к страданиям народа? Нет, развлечение для пресыщенных бездельников.
Уход от проблем? Глупая тема, исполненная другими миллионы раз? Да, но еще и отдушина, радость для глаз.
О том, что художник парит над миром чаще всего говорят те, кто мирское презирает. К реальной практике творчества такая постановка вопроса отношения не имеет.