Арка, пожалуй, один из самых монументальных архитектурных элементов и, конечно, скупое определение «криволинейное перекрытие проема между двумя опорами» не передает его сути.
Современная архитектура – сложнейшая сфера, в которой гармонично сочетаются наука и искусство. Самые грандиозные архитектурные решения – сродни запуску ракеты в космос: точнейшие математические расчеты плюс тончайшее понимание законов физики и умение использовать их в своих интересах. Но при этом, объективно, большая часть из этих решений – попытка повторить, а в конечном счете превзойти творения самого великого архитектора – природы.
Это в полной мере относится и к арочным конструкциям. Достаточно посмотреть на самую большую природную арку в мире — мост Фей Сянрен на северо-западе Китая со 120-метровым пролетом.
Или на старейшую в мире Пейзажную арку в Arches National Park в Юте. Пролет тоже немаленький – 63 м, а в самой тонкой части ширина свода не превышает 2 м.
Конечно, арка «Ворота Запада» в Сент-Луисе (штат Миссури, США) – сооружение более масштабное (192 м в верхней точке и 192 м ширины у основания – это мировой рекорд) и геометрически выверенное. Но принципиальных отличий от природных арок нет.
Самая известная в мире, конечно, «Триумфальная арка» на площади Шарля де Голля в Париже, возведенная архитектором Жаном Шальгреном в 1806—1836 годах в ознаменование побед наполеоновской армии. Пожалуй, именно этот образ возникает в мыслях большинства людей мира при слове «арка».
Хотя москвичи, наверное, представят при слове «арка» Триумфальные ворота на Кутузовском.
А петербуржцы при слове арка представляют Нарвские ворота:
Все эти сооружения внушительны, прекрасны, но выполняют, в первую очередь декоративную функцию. Даже несмотря на смотровую площадку, разместившуюся на вершине «Ворот Запада» или маленькие музеи во внутренних помещениях парижской Триумфальной арки или питерских Нарвских ворот, функциональными эти объекты назвать сложно.
Арка декоративная vs функциональная
Однако арочные сооружения могут выполнять и вполне конкретные и важные задачи.
Например, как «Укрытие-2», закрывшее старый разрушающийся саркофаг, возведенный над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС.
Это грандиозное сооружение шириной 257 м и высотой 110 м, весящее 36,2 тыс. тонн, к тому же подвижное.
Вернее, было таковым. После завершения монтажных работ «Укрытие-2» «накатили» на здание ЧАЭС с аварийным реактором.
Еще один – уже не мрачный, а позитивный пример функционального использования арочных конструкций – сиднейский оперный театр.
Кровля в виде скорлупок-парусов (а на самом деле кожуры апельсина), придуманная и воплощенная в бетоне датчанином Йорном Утзоном – известна всему миру. Скорлупки созданы из сборных бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные бетонные же нервюры. Конструкцию весом более 26 700 тонн удерживают стальные тросы общей длиной 350 км.
У петербургского небоскреба Лахта Центр тоже есть своя — арка главного входа. Будет как в сиднейской опере — большой, красивой и при этом функциональной.
Конструкция уникальная, потому что безопорный пролет арки — 125 метров (по точкам схода осей – 98 м). Пролет арки не имеет промежуточной поддержки. Мировая и общепринятая точка отсчета уникальности большепролетных и безопорных — 60 метров.