В Москве прошла Международная книжная ярмарка, где известный писатель Дина Рубина представила свою новую книгу «Рябиновый клин» из трилогии «Наполеонов обоз» (Эксмо, Бомбора). Говорят, на презентации и автограф-сессии яблоку негде было упасть. Но я сама не была. Книгу и автограф я получила чуть раньше, на пресс-конференции для журналистов. Об этом я уже писала на канале. Но в тот пост не вошли многие подробности. А именно, цитаты, которые, на мой взгляд, могут очень пригодится начинающим писателям. И не только. Я точно возьму на заметку.
О задачах одного дня.
«Свою задачу я каждый день ограничиваю задачами одного дня. Я хочу сказать, что, прежде чем садиться писать новую вещь, хорошо себя обкладывать вот этими маленькими задачами одного дня. Когда ты сидишь в поезде и пишешь, про то, как пролетают вот эти вот столбы, и когда в темноте они на тебя летят, ощущение, что фонари вскакивают на них. Еще какая-то, как годит в костре старое птичье гнездо на вот этом полированном водой плавнике… И так далее. И, когда вот этим ты обложен, когда есть вот эта жизнь, вот тогда уже можно думать о героях, кто там живет, кто смотрит, кто взбирается на эти провода, кто о чем думает... Так это все постепенно появляется. Поэтому, когда я села писать «Наполеонов обоз», давно уже закончила работу над «Бабьим летом» и начала жить в пространстве».
О расписывании шкатулок и крупных планах
«Меня спрашивают, над чем сложнее работать, над трехтомником или рассказом. Я люблю рассказ. Это своеобразная и чрезвычайно сложная форма. Работать над ней труднее иногда, чем работать над романом. А роман, до известной степени, писать проще. Но я имею ввиду рассказы о человеческой судьбе.
Рассказ или роман. Это разные приложения сил. Все равно, как расписать палехскую шкатулку или поднять штангу весом 100 кг. Иногда приходится в романе расписывать шкатулки тоже. Потому что разные случаются повороты сюжета, разное приближение. Режиссеры и операторы прекрасно понимают это. Когда идет крупный план, а потом режиссер орет – отъезжай, чтобы показать общий. Это то же самое – работа писателя над форматом, над конструкцией вещи, очень похожа на работу оператора».
О Юности и сюжетослагателе по имени Судьба
«Никто не знает точно, что произойдет с тем или иным именем через 20 лет. Мне кажется, что недостаточно читают Трифонова, Нагибина, потрясающего Юрия Казакова. Не знаю, кто их читает сегодня. Тогда все читали журнал «Юность». Это был невероятный журнал с огромным тиражом 3 млн. экземпляров. А я была наглым пятнадцатилетним подростком, училась в девятом классе и отправила в редакцию от руки написанную тетрадочку. И здесь речь идет о таком потрясающем сюжетослагателе, как Судьба. С большой буквы. Этот сюжетослагатель мог отправить тетрадочку в корзину для бумаг, ведь даже тогда принимались работы, напечатанные на машинке – редактор не должен ломать глаза. Но у меня не было машинки.
Но тетрадочка попала в руки к прекрасному драматургу Виктору Славкину. Он не выкинул, а прочитал, и пошел по редакции: «Девочка из Ташкента написала такой смешной рассказик! После выхода журнала я проснулась знаменитой настолько, что папа долго провожал меня в школу. А потом я уехала. Сыграло свою роль и имя Дина Рубина. На слуху было имя американской актрисы Дины Дурбин. И до сих пор пенсионеры подходят за автографом и говорят: «Я обожаю Вас, Дина Дурбин». А я обожаю эти картинки».
О современной литературе и гуле в собственной голове
«Современный писатель последний человек, которого стоит спрашивать о современном писателе. Когда я не пишу, не варю обед внукам, не стираю, то я читаю. Предпочитаю читать тексты, проверенные временем, в самом широком разбросе этого смысла. Хотя, будучи другом и товарищем современных писателей, я читаю безусловно и их книги тоже. Иногда пишу предисловия. Невозможно отказать. И мне это нравится, думаю, а ведь я могла это не прочитать.
Вряд ли писатель отслеживает течения в современной литературе. Он занят вот этим гулом в собственных ушах, в собственной голове, который несется, несется, сквозь ночь, сквозь рассвет, особенно в это самое противное время - 4 часа утра, когда ты просыпаешься понимаешь, что ты полное ничтожество и ничего не написал за свою жизнь такого, чтобы можно было допустить, чтобы люди прочли. И ты занят только вот этим вот голосом твоего героя.
Я человек очень благожелательный к коллегам. И никогда дурного слова не скажу о коллеге. Я говорю о том, что, когда мы говорим о современной литературе, надо всегда держать в уме, что Земля не устает рожать таланты. Таланты есть, были и будут всегда. Просто писатель занят собой и своими ничтожными делишками».
Лично мне эти фразы Дины Ильиничны сказали о многом. Настолько, что захотелось поделиться с теми, кто не слышал. А как вам?
Если было интересно, буду рада получить обратную связь: лайки, подписки и комментарии.