Найти тему
Artfragment

Нимфетки-ангелы: провокационная живопись художника-затворника

В Фонде Бейелера в Базеле открылась ретроспектива Бальтазара Клоссовски де Рола, известного под псевдонимом Бальтюс. Одни восхищались его творчеством, другие категорически его не принимали, были и те, кто обвинял художника в одержимости эротикой и даже педофилии. Рассказываем, почему Бальтюсу завидовал сам Пабло Пикассо и за что его картину требовались убрать из экспозиции музея Метрополитен.

— Бальтюс родился в аристократической семье. Его отец был известным историком искусства, мать — художницей. В свое время Элизабет Доротея Спиро даже училась у французского живописца Пьера Боннара, который вместе с «коллегами по цеху» Андре Дереном и Морисом Дени был частым гостем в их доме. Первым, кого нарисовал 12-летний Бальтюс, была его сбежавшая кошка Мицу. Рисунками оказался так очарован Райнер Рильке, что издал их отдельной книгой, написав к ней предисловие. Один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века был любовником матери Бальтюса. После развода с мужем Элизабет взяла сыновей и последовала с ними за Рильке в Швейцарию.

«Король кошек», 1935.
«Король кошек», 1935.

— Несмотря на то, что на годы жизни Бальтюса (с 1908 по 2001-й) пришлось немало исторических потрясений, он писал исключительно красивые картины и ограничивался лишь парой тем. Это были горы Швейцарии, портреты знаменитостей и чувственные изображения девочек-подростков. Нимфетки и Лолиты с его полотен нередко вызывали критику в адрес художника. Но на нее Бальтюс отвечал, что он человек религиозный и изображает лишь ангелов.

«Девочка на белой лошади», 1941.
«Девочка на белой лошади», 1941.

— В 1934 году Бальтюс шокировал публику, представив картину «Урок гитары». На ней художник изобразил респектабельную учительницу музыки, избивавшую свою ученицу. Подросток лежит на коленях женщины с задранной юбкой. При этом девочка рвет блузу учительницы, обнажая ее грудь. На полотне Бальтюс хотел показать насилие и жестокость по отношению к невинному существу. В этом, по мнению художника, и заключалась суть современного ему общества.

«Урок гитары», 1934.
«Урок гитары», 1934.

— Как оказалось, шокировать работы Бальтюса способны и в XXI веке. На выставке в Фонде Бейелера представлена картина «Мечтающая Тереза», которая в конце 2017 года вызвала скандал в нью-йоркском музее Метрополитен. Миа Мерилл потребовала убрать полотно из экспозиции «Кошки и девочки», проходившей в культурной институции. По мнению Мерилл, девочка на нем изображена в непристойной позе, а сама картина «романтизирует сексуализацию ребенка». Представители музея отказались удовлетворить петицию и отметили, что подобные ситуации «создают возможность для разговора» и что изобразительное искусство подталкивает «эволюцию существующей культуры с помощью содержательной дискуссии и уважения к творческому выражению». «Мечтающцую Терезу» Бальтюс написал в 1938 году. Моделью выступила Тереза Бланшер, которой на тот момент было 12 или 13 лет.

«Мечтающая Тереза», 1938.
«Мечтающая Тереза», 1938.

— Изображения девочек-подростков, как будто застигнутых в домашней обстановке в непринужденно-соблазнительных позах, Бальтюс дополнял различными символическими предметами. Один из них — зеркало. Завороженность им приобретает у героев Бальтюса почти болезненный характер: они не в силах отвести взгляд от самих себя. В 1945-1946 годах художник пишет «Прекрасные дни». Героиня картины — отдыхающая в кресле девочка — рассматривает себя в зеркале и пытается осознать свое превращение в девушку. 

«Прекрасные дни», 1944-45.
«Прекрасные дни», 1944-45.

— Работы Бальтюса еще при его жизни попали в постоянную экспозицию Лувра. А свету на его картинах завидовал сам Пабло Пикассо. Испанец покупал полотна Бальтюса для своей коллекции, и они напоминали ему фрески эпохи Возрождения. Действительно, за счет того, что Бальтюс наносил прозрачный слой краски поверх основного цвета, на его картинах как будто возникал равномерный свет. Любопытно, что сам художник ассоциировал себя с итальянскими мастерами прошлого. Бальтюс всегда работал очень неторопливо, а резкие мазки и все то, что стало паролем современной ему живописи, не выносил.

«Обнаженная с кошкой», 1949.
«Обнаженная с кошкой», 1949.

— Бальтюса называли художником-затворником. Он не любил рассказывать о себе, обсуждать личную жизнь и давать интервью, которых известно всего три. И даже в ходе них он просил не задавать ему вопросов, а лишь беседовать. «Я не знаю, что сказать о том, что я рисую, правда», — признавался художник корреспонденту газеты Le Monde в 1991 году. Во время своей первой большой выставки в галерее Tate в 1968 году Бальтюс отправил устроителям телеграмму: «Наилучший способ открыть выставку, сказать: «Бальтюс — это художник, о котором ровным счетом ничего не известно. А теперь смотрите картины».

«Девушка в белой юбке», 1955.
«Девушка в белой юбке», 1955.

— Бальтюс прожил 92 года и скончался в 2001-м в Швейцарии в замке Россиньер. Похороны художника были пышными. На них съехались несколько сотен гостей, среди которых был тогдашний президент Франции Жак Ширак и лидер группы U2 Боно, который пел. Споры вокруг нравственных аспектов живописи Бальтюса продолжались и после его смерти. Но сам он говорил так: «Многие заявляют, что мои раздетые девочки эротичны. Я никогда не писал их с этой целью, это просто бы сделало их объектами для сплетен. Моя цель была точно противоположна — окружить их ореолом тишины и глубины, как бы создавая ощущение головокружения вокруг них».

«Кошка в зеркале», 1988.
«Кошка в зеркале», 1988.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ПРО КАРТИНУ «АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ» ПИКАССО МОЖНО В НАШЕМ МАТЕРИАЛЕ ЗДЕСЬ.

УЗНАТЬ, КАК ОБНАЖЕННОЕ ТЕЛО ХУДОЖНИКИ ИЗОБРАЖАЛИ В СССР — ЗДЕСЬ.

А КАК МЕНЯЛСЯ ОБРАЗ ВЕНЕРЫ В ИСКУССТВЕ — ПОСМОТРЕТЬ В НАРРАТИВЕ.