Несколько лет назад прошла новость, что в России больше не производятся рояли и пианино. С одной стороны, это логично, потому что рынок всегда прав – китайское пианино всё-равно дешевле, на Авито тысячи бесплатных предложений забрать пианино за самовывоз, качество электропиано выросло до такого уровня, что полностью имитируют молоточковый механизм, относительно качественно звучит, и не мешает соседям. С другой стороны, новость это печальная. Потерять производство фортепиано – это ужасная потеря, особенно в стране, которая славится великими композиторами и пианистами.
Но тут есть такой нюанс. Денис Мацуев (топ 50 пианистов мира), который возмущался, что в России больше не делают роялей, рекламирует рояли Yamaha Corporation (6 место в рейтинге роялей), Даниил Трифонов (топ 10, обладателем премии "Грэмми") рекламирует Steinway & Sons (1 место в рейтинге роялей). А что они сделали для того, чтобы спасти производство роялей в России? Они не обязаны, но тем не менее. Трифонов даёт по 100 концертов в год, и крайне редко в России – в основном за границей. Только он один мог бы стать и инициатором и спонсором возрождения фортепианного производства.
Звучит фантастично? Совсем нет. Все, кто близок к классической музыке, знают, что самый легендарный рояль в СССР был "Эстония". На нём играли многие выдающиеся пианисты такие, как Святослав Рихтер, композитор Дмитрий Шостакович и другие. Так вот, с распадом СССР их производство умерло. Но в 1995 году, мало кому известный эстонский пианист Индрек Лаул (на тот момент аспирант Джульярдской школы в Нью-Йорке) скупил акции предприятия, после чего подтянул инвесторов из США и возродил производство роялей заново. Сейчас Estonia Piano Factory на 12 месте в рейтинге роялей для профессионалов и рояли этой компании успешно продаются в США и в Европе.
Вот такая история. Это и называется патриотизм и любовь к родине. Я конечно не осуждаю ни Мацуева, ни Трифонова, ни Кисина, ни Березовского – они великие пианисты, они уже прославили Россию своим исполнительским искусством. Даниил вообще молодой парень, может быть сейчас наиграется и решит что-то сделать в России. Но какой-то нехороший осадочек всё-таки имеется.
Есть важный момент – рояли в России должно возрождать не государство. Что произойдет в таком случае? Угрохают кучу денег, что-то построят на руинах бывших фабрик, начнут выпускать некачественный неконкурентный продукт, который разве что для музыкальных школ только сойдет. У нас уже выпустили электромобиль на базе Иж Комби – спасибо, не надо.
Возродить производство роялей могут только те, кто к этому приложит душу и частные деньги. До революции в Санкт-Петербурге было около 30 фабрик по производству фортепиано, многие из Европы приезжали покупать наши инструменты.
После 1917 года всё было разрушено питерскими шариковыми, и только в 20-х годах была снова предпринята попытка возродить производство на базе фабрики Becker с новым названием "Красный Октябрь". После "Эстонии" это был, пожалуй, самый хороший инструмент в СССР. В 91-м году фабрика снова переименовалась в Якоб Беккер, но это не помогло – в 1996 она благополучно обанкротилась. Сейчас на её месте находится бизнес-центр. А бренд купили немцы и теперь сами выпускают пианино J. Becker.
Максим Калинов. Подписывайте на мой канал.