Более тысячи оттисков печатей с изображениями греческих богов, символикой и эротикой было обнаружено в шкафу, который был высечен в подземной части библейского города Мареша.
Печати относятся к последнему самому плодотворному периоду города — эллинистическому, предшествовавшему его окончательному опустошению.
Надпись на одной из печатей относится к 145 году до нашей эры, считают археологи. В то же время невозможно сказать, когда была сделана самая ранняя печать из найденных, но последняя должна быть сделана около 107 года до нашей эры, потому что в это время город был разрушен.
В древние времена печати использовали, чтобы гарантировать, что никто, кроме адресата, не прочитает драгоценный папирус. Или, по крайней мере, если печать была сломана, адресат будет знать, что была нарушена конфиденциальность.
То, что археологи нашли в Мареше, очевидно, было коллекцией папирусов, которые кто-то хранил в древнем эквиваленте сейфа. Сами папирусы уже давно сгнили.
Не обязательно, что это была обширная библиотека.
На одном папирусе может быть до шести печатей, — объясняет Иэн Стерн из Института археологических семинаров и помощник Еврейского колледжа.
Ни одно объяснение не приходит на ум о 1020 печатей от разных источников. Они лежали на полу в пространстве, слишком маленьком для людей, чтобы стоять.
Шкаф можно сравнить с небольшим сейфом, который сейчас размещают за шкафом для одежды, — говорит Дональд Т. Ариэль, руководитель отдела монет в израильском управлении древностей. — Это была безопасная комната, где хранились самые ценные документы.
Пол этого шкафа был сильно оштукатурен, и некоторые печати прилипли к штукатурке. Учитывая, что все они были сделаны из необожжённой глины и поэтому крайне мягкие, мы никогда не узнаем, что на них было изображено.
Очистка крошечных необожжённых глиняных предметов, пролежавших несколько веков, — это кропотливая задача, которая займёт очень много времени. Между тем можно сказать, что большинство печатей были всего лишь около сантиметра в диаметре.
Также археологи считают, что они кажутся почти полностью греческими по типу. На печатях изображены портреты людей и божеств: Кастора и Поллукса, Афины, Аполлона и Афродиты, — а также символы, среди которых рог изобилия и животные, и эротику, которую можно увидеть на двух печатях из 300, изученных до сих пор. На некоторые печати нанесены имена спортсменов или греческие буквы.
Химический анализ штукатурки и пыли поможет установить происхождение печатей. Они могли быть местными или присланными из других мест со всего мира.
Тель Мареша сегодня расположен на шести акрах между современными городами Бейт-Шемеш и Беэр-Шева. На его территории есть руины более раннего библейского города Мариса и более позднего соседнего города Бейт Гуврин.
Мареша был старым городом. Он был разрушен и заброшен примерно в 110 году до нашей эры. Когда люди вернулись, они стали строить новый город примерно в километре на север в Бейт Гуврин.
Мареша был основан иудеями в период Первого Храма в эпоху железного века (VIII-VII века до нашей эры). Он появляется в Книге Иисуса Навина как часть наследства колена Иудина среди городов, захваченных древними израильтянами: "и Кеила, и Ахциб, и Мареша; девять городов с их деревнями" (Иисус Навин 15:44).
Очистка хрупких печатей займёт много времени. Между тем археологи выдвинули несколько предположений о том, кто ими владел.
Ариэль подозревает, что высеченная из мягкой известняковой породы пещера принадлежала богатому владельцу усадьбы, который, как и вся элита того времени, были приверженцем эллинистической культуры.
Во время первого храмового периода Мареша был небольшим, — рассказал Стерн. — Город расширился только во время эллинистического периода. Тогда же появились и подземные комплексы.
Знаменитая туннельная система Мареша создавалась для получения строительных материалов. Позже, когда город осадили, карьерные пещеры были соединены подземными туннелями.
Архив не единственный из обнаруженных. Около 30 таких же были найдены во всём Эллинистическом мире, но в Израиле он стал вторым из найденных. Первый обнаружили около 20 лет назад на севере страны в Тель-Кедеше. Он был тесно связан с Финикийской культурой.
Археологические находки в Мареше почти полностью относятся к эллинистическому периоду, с одной оговоркой. Во время раскопок, героически ползая по подземному комплексу, археологи обнаружили семь нетронутых комнат и сделали быстрый обзор.
В комнатах они нашли лампы римской эпохи и кувшин. Также они отметили, что некоторые стены были разрушены. Создаётся впечатление, что в римский период либо люди залезли в тоннели и какое-то время скрывались от преследователей, либо это были грабители, оставившие свой кувшин на месте ограбления.
По материалам haaretz.com