При написании своего главного романа Булгаков нередко обращался к энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, о чем свидетельствуют его записные книжки. Благодаря им мы можем уточнить, кто же именно присутствовал на балу Ста Королей, ведь не все гости названы по имени. Присмотримся внимательней к "безымянным" персонажам.
Первыми гостями были " господин Жак с супругой". Речь идет о крупнейшем французском "бизнесмене" 15 века Жаке Ле Кёре. Будучи финансовым воротилой с капиталом в 20 миллионов, он нажил немало врагов, и его обвинили в отравлении царской любовницы Агнес Сорель (что толком не доказано).
Булгаков почему-то делает его двоеженцем: "Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение ", - заявляет Наташа на афтер-пати у камина. Может быть, конечно, Ле Кёр разведется со своей супругой, с которой смерть его, вопреки расхожим представлениям, не разлучила. (Насколько возможны разводы в преисподней, вопрос открытый. ) Либо "мосье Жак" просто дурит Наташе голову... И алхимик, и фальшивомонетчик, и ловелас - этот пострел везде поспел.
Далее Фагот представляет нам некого графа Роберта, опять не уточняя фамилии. Это Роберт Лейчестер, любовник королевы Елизаветы Первой, который был безумно влюблен в рыжую Бесс и прикладывал неимоверные усилия, чтобы отпугнуть от Ее Величества других поклонников. На балу он без пары - английская королева прописки в преисподней, как видим, не получила, оставив возлюбленного в гордом одиночестве.
Отравительница Тофана - персонаж реальный, Булгаков пересказывает в романе ее биографию из "Брокгауза и Эфрона". Ее авторский яд стал широко известен в узких кругах отравителей и получил название "Аква Тофана", став своего рода брендом на рынке смертоносных зелий.
Глухо упоминается некая маркиза,которая "отравила отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства". Оказывается, в ранней редакции романа (1938) Фагот называет маркизу по имени: де Бренвиллье. Эта дама в свое время прогремела на всю Францию (17 век). И травила она не только из-за денег - отравление стало ее хобби и образом жизни. Это чудовище отравило и свою малолетнюю дочь. Ее история подробно рассказана в "Истории знаменитых преступлений" Дюма.
Такой упор на отравителей не случаен. Мысли об отравлении мелькают в голове у Маргариты постоянно - до судьбоносной встречи с Мастером она хочет отравить себя, потому что "жизнь ее пуста"; далее, она сгоряча обещает отравить Латунского. Бал - это в какой-то мере отражение ее мыслей, ее боли и самобичевания. Булгаков оставляет вопрос открытым - идет ли сатанинская свистопляска на самом деле, или же она - бред обезумевшей от несчастной любви женщины. Воланд как бы намекает: не шали, Маргоша, с ядом...
Замыкают колонну гостей двое безымянных. "Да это кто-то новенький", - говорит Коровьев, щурясь в монокль. Далее идет история, что этот человек и его помощник обрызгали "стены кабинета ядом" у некоего третьего лица.
Речь идет о Генрихе Ягоде, который, возможно, действительно пытался убрать сменившего его на посту наркома внутренних дел Ежова столь экзотическим образом. Его помощник Буланов опрыскивает ртутным раствором ежовский кабинет. Во всяком случае, он сообщает об этом на судебном процессе 1938 г.
Как видим, Булгаков имел отчаянную дерзость проехаться по самым мрачным фигурам сталинского режима...
И напоследок - поправки в списке гостей от режиссера Юрия Кары. Я совершенно искренне не могу понять, откуда столько положительных отзывов на эту экранизацию, плавающих по интернету. Сцену бала Кара превращает в нелепый фарс, пересмотрев список и пригласив на бал : Ришелье, Наполеона, Петра Первого (!), Мазепу, Ленина, Сталина и Гитлера (два последних - еще не покойники, но режиссера это не смущает... Брошены, видно, гипнозом на бал, как Степа Лиходеев - в Ялту...) Всех накидал в солянку - зритель слопает...Смотрится это карикатурно. При этом приглашенные на бал Карой не соблюдают дресс-код - они одеты в свою привычную одежду, а не во фраки. По моему скромному мнению, режиссер ведет себя неуважительно по отношению и к Булгакову, и к зрителю.
Эдакий слон, вломившийся в фарфоровую лавку изящных булгаковских образов....