Я был самым ленивым учеником в 7 классе. Мы с ребятами вырывали кусочки тетрадных листов и пулялись друг в друга во время первых лабораторных работ. Нашей учительнице было тяжело, а нам неинтересно. Через пять лет я вышел с ЕГЭ по физике с чувством легкости через 2.5 часа после начала, немного "запарившись" с перепроверкой своих же ответов. Что произошло за эти пять лет? И почему не 100? (Мои главные выводы по подготовке в самом конце, если лень читать)
7 класс
Целый год был потерян, в моем дневнике оценки колебались от 3 до 4. На уроках было ужасно скучно: мы изучали весы, погрешности, скорости, расстояния. В общем все то, что более-менее эрудированный школьник знает к 7 классу и так. К концу году мне без проблем поставили "4" и по семейным обстоятельствам я сменил школу.
8 класс
Новая школа, новый учитель, новый класс. Здесь учитель был тоже готов поддерживать любые инициативы по срыву урока: обсудить заболевших, новости школы, новости мира. На уроках было также скучно (в разговорах я не участвовал особо). Но вдруг мне предложили поучаствовать в школьной олимпиаде (вообще, у меня получилось хорошо сделать пару домашек и поэтому во мне увидели "потенциал"). Задачи для меня оказались сложными, меня обогнала пара одноклассников, которые не особо хотели чего-то изучать на уроках. Кажется, это и было переломным моментом. Я перерешал задачи с олимпиады, они теперь казались очень легкими. Тогда я взял задачник и начал по-тихоньку решать задачи дома. У меня мало получалось: зачастую я решал неверно, открывал решение, пытался его понять. Приступал к похожей задаче. Но если там что-то менялось, то, как правило, я опять не мог ее решить самостоятельно. Мой энтузиазм вскоре иссяк и я перешел на гуманитарные предметы: стал читать классику, учить историю. Оценки по физике стали хуже. Так бы я и сдался, если бы не новая мотивация..
9 класс
Так уж получилось, что в самом начале я побывал в Москве и увидел огромную разницу между качеством жизни жителей столицы и моей провинции. А так как в тот момент мне очень хотелось купить крутую машину, то я начал искать способ, как бы мне перебраться в Москву. Нашел довольно быстро - школа-интернат для одаренных детей. Через год туда как раз проводился набор в 10 физмат класс. Но так как школа была очень престижная, то и конкурс там был серьезный. Необходимо было сдать два экзамена - физика и математика.
Честно, не знаю, откуда во мне взялось столько энтузиазма, но я буквально выпал из привычного школьного ритма. Уроки меня тяготили, так как отнимали время на подготовку к экзаменам в школу-интернат (далее ШИ). Методика была такая: я брал задачник, решал задачу и вычеркивал ее. В общем-то тоже самое, что и год назад, только с бОльшим энтузиазмом. Мне реально начинало казаться, что я понимаю, почему в каких-то случаях стоит "-" перед выражением, в других "+". В классе я стал авторитетом по физике, теперь-то уж явно обогнав отличников (но только лишь по физике).
Короче, настал день экзамена в ШИ. К нам в город приехали преподаватели оттуда. Аудитория заполнилась такими же умными, как я. Задачи были знакомые. Но на экзамене всплыло, что я не понимал истинно их. Я лишь примерно понимал алгоритмы решения - и все! Особенно мне запомнились два ботана на первой парте, из крутых школ. Их в итоге взяли в ШИ (один едва смог поступить в МГТУ им. Баумана, другой дважды отчислялся из МФТИ, отстав на два года). А мне за экзамен поставили "неуд".
Как сейчас помню радостных одноклассников по случаю последнего звонка. И в это время я узнаю, что у меня "неуд". У меня просто нет слов, я не представляю, что делать дальше. Я просто хожу по улице и сокрушаюсь, как можно было перепутать "-" и "+" (это бы повысило оценку). Меня буквально размазали по стенке. Мне вновь показали, что физика - не мое. И все же оставался последний вариант не остаться ни с чем.
После 9 класса. Я без школы
Аттестат я забрал, так как обстановка в школе была совсем не учебной. Не буду рассказывать "как", но меня все-таки пригласили в ШИ на химическую специализацию. Спасибо родителям, отпустили и поддержали. Дело в том, что чтобы окончательно поступить в ШИ, необходимо было пройти в ней летнюю школу на 2 недели.
Я приехал. В большинстве своем везде были физматики. Про них постоянно везде говорили, устраивали для них всякие доп. занятия. И лишь в самом конце упоминали еще и мой химический класс. Но это было очень бегло. ШИ все-таки специализировался на физмате. Ничего не предвещало моих успехов теперь, как вдруг я попал на урок физики в летней школе. Я сразу понял, что физика - это совсем не то, что мне преподавали 3 года подряд.
Нам выдали четкий алгоритм по решению задач (крайне общий). Далее повторили все то, что казалось бы я знал. Но все это предстало в какой-то струтурированной форме. Все было очень подробно объяснено. Далее каждый желающий приглашался к доске попробовать свои силы. И так как я считал себя в классе "самым физиком из всех химиков", я начал ходить к доске каждый урок. Мои способности к решению улучшались очень быстро. Я вспоминал о вступительных задачках, которые завалил, и ругал себя, как можно было не понимать такие простые вещи! Короче говоря, я написал заключительный экзамен летней школы (который для химиков был такой же, как для физматов вступительный) почти на максимум и меня зачислили.
10 класс
После такого прорыва в изучении я решил учиться в ШИ в химическом классе. Делал домашки, выходил к доске, у меня получалось. Однако зимой начались другие проблемы, а учитель собирался покидать школу. Я решил вернуться домой.
В моей новой небольшой школе была прекрасная администрация. Но вот с учителем физики мне опять повезло не очень. На уроках опять постоянно обсуждалось все кроме физики. Я попытался поучаствовать в нескольких вузовских олимпиадах по физике, но задачи там были по темам 11 класса. Я ничего не добился. В целом я знал больше одноклассников, но иногда меня спрашивали что-то по домашке, которую я не сделал. И тогда все припоминали типа "что ж ты так, ты же из крутой школы". В классе становилось не комфортно. Тогда я пошел опять на экзамен в ШИ (но уже в 11 класс) и со мной парочка еще моих одноклассников. Так как людей пришло много, нам дали небольшой тест, чтоб отсеять самый слабых учеников. Я с замиранием сердца слушал список тех, кто проходит на основное испытание. Я прошел, одноклассники нет. Это была моя первая победа. Более того, на этот раз меня пригласили на физмат в ШИ. Но на этот раз отказался уже я.
11 класс
На начало года у меня было завышенное самомнение о моих знаниях по физике, сильное желание поступить в крутой московский ВУЗ (МГУ, но лучше МФТИ) и остаточные знания после начала 10 класса, где меня научили общим приемам решению задач. То есть, на самом деле, потенциально я имел баллов 60-70. У меня опять появилась мотивация.
Я съездил в Москву, купил дорогой задачник (он продавался только в Москве). И он стал моей настольной книжкой. Также родители мне купили видео-курс по решению задач из этого задачника (это называлось по-другому, но не будем тут заниматься рекламой). Теперь я разбирал задачи оттуда, потом пытался решать похожие. Это получалось лучше в силу моих прошлых заслуг. Я начал ездить на олимпиады, писать заочные туры через интернет. Я НИКОГДА не готовился к ЕГЭ. Задачи, которые разбирались на уроках стали слишком простые. Меня вызывали к доске, только если другие не могли решить. Я выходил, быстро писал решение и садился дальше решать свои олимпиадные задачи. Я занимался этим делом почти на каждом уроке. ПРиезжал со школы и продолжал решать задачи. В моей жизни почти ничего не было другого, кроме подготовки к олимпиадам. Мне стало комфортно в классе, я не обращал внимание на плохую дисциплину. Но каждый раз, выходя к доске, доказывал, что я действительно что-то понимаю. Я старался общаться со всеми, но больше всего сошелся с парой человек, которые тоже были увлечены олимпиадами. Мы образовывали некую группу, которую не трогали разговорами.
11 класс - кульминация во всей моей истории. Я взял 6 дипломов вузовских олимпиад. Половину из них - победителем. При чем два диплома победителя (один по математике, другой по физике) были олимпиады I уровня. А это засчитывалось, как поступление без экзаменов в любой вуз мечты - МФТИ, МГУ, МГТУ, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и тд.
Получив последний диплом, я понял - все. На дворе было начало апреля. Дисциплина на уроках улучшалась, все хотели что-нибудь понять перед ЕГЭ. За два месяца я не узнал ничего нового ни по математике, ни по физике.
ЕГЭ по физике
Этот день был одним из самых лучших. Я встал чуть раньше, чтобы повторить некоторые формулы по квантовой физике (ее не было в олимпиадных задачах, ее я знал плохо). Поехал в пункт сдачи. Все трясутся, волнуются (кроме моих олимпиадников). Получив задания и бегло их просмотрев, я закричал внутри себя: EAAAAASSSSYYY!!!! (легко).
Я просто засек время. 27 тестовых вопросов я сделал за полчаса, максимально перепроверяя каждый свой ответ. Сами вопросы были элементарные. Но так как второй попытки не было, я перепроверял. 6 (вроде их было столько) оставшихся задач я решил еще за полчаса (это было что-то похожее по сложности с разбираемым на уроках). Дальше еще какое-то время оформление. В общем через два часа все было готово. Но на всякий случай я все же взял и проверил тест. Не сделав там ни одного исправления, я сдал работу.
Выхожу и не хочу больше ничего ни с кем обсуждать - я сделал все, что мог. Результат 96 баллов. За одну задачу сняли два первичных (то есть в итоге 4) балла. Но где? Да просто ошибся: 12/2=4. Можете не верить, но так как задача была вычислительная, это повлекло другие ошибки в этой же задаче. Жалею? Да, хотелось соточки. В остальных местах было все идеально.
Выводы
1) Я готовился к олимпиадам и это помогло мне не готовиться к ЕГЭ. В олимпиадах одна задача состоит из нескольких задач уровня ЕГЭ. Поэтому тот кто готов к олимпиаде, скорее всего готов к ЕГЭ
2) Основной результат я получил благодаря самоподготовке. Да, иногда мне нужен был наставник, чтобы ответить на мой вопрос. Но благодаря огромному количеству доступной информации, разобранных задач и т.д., вполне реально подготовиться и без репетитора даже к олимпиаде
3) Олимпиады выигрываются обычными людьми. Позже я часто встречал людей, которые считают, что олимпиады "не для них". Это не так. Несколько раз я понимал, что физика - это не мое, я ее не понимаю. Но благодаря усилиям, олимпиады мне покорились.
4) Обстановка в классе многое решает. Многое, но шансы на лучшее всегда есть. Своим примером я доказал это.
Всем желаю удачи в новом учебном году! Картинка МГУ для привлечения внимания и увеличения мотивации. Долгое время она стояла у меня на заставке телефона