Внимание - внутри очень большой лонгрид по тому, как сделать качественные фасеты для ecommerce проекта!
Что такое SEO-фильтры (фасетная навигация, умные фильтры, )
Данный способ построения стал популярен пару лет назад. В данный момент почти все движки поддерживают их в том или ином виде.. однако хорошая реализация наблюдается только в громадных проектах (и то с своими особенностями).
SEO-фильтр, это подстраница каталога с товарами выбранными по определенным параметрам. Такая страница доступна для индексации и должна собирать на себя трафик по низкочастотным и ультранизкочастотным запросам.
Давайте приведем примеры
Есть товары категории стальной арматуры, они отличаются по параметрам (класс – а1, а2, а3; диаметр – 8, 10, 12 мм; ГОСТ; размер прутков; сталь изготовления).
Данные параметры образуют огромное количество комбинаций – арматура 10 мм, арматура 6 метров, арматура 12 мм 6 метров, арматура а3 6мм и т.д.
Для шин фасетами могут быть – размер профиля, радиус, сезонность, шипованность.
Древовидной структурой такие запросы не покрыть, а в низкочастотке огромное количество посетителей, при малой конкуренции.
Принципы генерации – теги, параметры
SEO-фильтры работают, как и сказано в названии, наподобие обычных фильтров интернет-магазина. Для фильтрации используется либо поле параметров (и тогда на одно значение может быть один фильтр), либо с помощью тегов (скрытого поля в базе) – тогда привязки к параметрам не существует, и каждый товар может показываться по любому фильтру.
Параметры легче – т.к. чаще всего в базе уже есть информация по параметрам.
Теги дают большую вариативность – например можно ставить теги-синонимы, либо немного поспамить (применимость теплицы - «для дачи», «для загородного дома»).
Я склоняюсь к параметрам. Ибо легче и дешевле.
Индексация – как ей управлять
Если пытаться загнать все возможные комбинации, то страниц будет даже не тысячи, а сотни тысяч. (три параметра по 15 значений дают 15*15*15+15*15*3+15*3 = 4080, а четыре уже 65070)
Количество комбинаций растет с геометрической прогрессией. И чтобы иметь шансы на ранжирование, необходимо эту безудержную индексацию сдерживать.
1) Ограничение по свойствам в параметрах
Самое первое ограничение – не индексировать страницы если выбрано два свойства в одном параметре (размер – 44 и 45, цвет – красный и белый). Такие страницы крайне бесполезны с точки зрения ранжирования – никто не ищет сразу два параметра.
2) Ограничение по количеству параметров
Второе ограничение – не индексировать страницы с более чем 2 разными параметрами. Чаще всего такие страницы не будут иметь даже ультранизкочастотных запросов, а индекс станет существенно качественнее.
3) Параметры для поиска, параметры для индексации
Не все параметры важные для посетителей имеют частотность. Индексацию по таким параметрам можно ограничить, не исключая их из фильтрации.
4) Ограничение свойств
Сходно с параметрами – не все свойства каждого параметра нужно индексировать. Это уже точечная настройка, которая трудоемка в реализации. Однако такое ограничение существенно улучшит индекс сайта.
5) Ограничение по количеству товаров
Естественно, что не надо индексировать страницы, на которых нет товаров. Но нужны ли вашему сайту страницы на котором всего 1 найденный товар? На моих сайтах поведенческих на таких страницах были очень плохими, что существенно ухудшало ранжирование сайта в целом. Я считаю, что нужно ранжировать каталоги от 3 товаров.
Способы закрытия от индексации
1) Rel canonical или noindex
Я предпочитаю закрывать конечную страницу rel canonical на основную страницу каталога. Но и noindex в этом случае отрабатывает неплохо.
2) X-Robots-Tag
С помощью данного ответа сервера можно закрыть страницы от индексации еще до открытия страницы. Вроде как при этом сохраняется краулинговый бюджет (но это не точно).
3) rel="nofollow" для ссылок
Ссылки на страницы фасет, которые не должны индексироваться неплохо закрывать подобным тегом.
4) SEO-хайд (закрытие ссылок)
Экстремальным путем будет закрытие ссылок через неиндексируемые JS скрипты. В простонародье SEO-хайд.
ЧПУ
Важным шагом является генерация URL
Самый простой вариант – использовать символы которые не будут разбивать URL для поисковика.
Например – /faset:12345-6789 , где 12345 и 6789 это ID выбранных свойств.
Самый качественный вариант – использовать транскрипцию свойств
Пример /zelenoe_125-mm , где zelenoe и 125-mm это транскрипции выбранных свойств.
Генерация метатегов
Само собой нужно сделать метатеги, чтобы продвинуться в поиске.
А именно – h1, title, description
Чаще всего используются конструкции вроде %category% + %faset% (где %category% - название группы, %faset% - значения фасет через запятую).
Хороший вариант – когда есть возможность задавать шаблоны для метатегов каждой группы.
Навигация
Навигация бывает сбоку (около меню) и сверху над товарами.
Само меню с выпадающими списками, либо развернутый список параметров.
Сверху развернутый
Сверху с выпадающими списками
Слева раскрытый
Слева выпадающий
Обратные ссылки с товаров
Неплохо перелинковывать фасеты с товаров.
В случае использования параметров – давать ссылки с таблицы параметров (со значений).
В случае тегов – под описанием поставить список тегов с ссылками.
Дублирование по регионам
Фасеты это большое количество страниц. В случае ранжирования по регионам получается множество дублирующих страниц. Необходимо очень большое качество сайта, чтобы получить нормальный индекс и ранжирования.
В случае мультрирегиональности не рекомендуется использовать фасетную навигацию.
Приемы с текстами
Одного товарного наполнения бывает нехватает для ранжирования страниц.
Я применяю следующие приемы
1) Написание текста для параметров
На страницы фасет с единичным параметром (например только размер) пишется текст. Один текст на все свойства. Т.е. текст на размеры, текст на цвета, текст на материал и т.д. Конечно пишется не на все, а на те, где есть хорошая частотность.
2) Сквозной текст на пересечения параметров
На пересечения параметров также пишется сквозной текст.
Редиректы
В случае удаления значения параметра, или отключения фильтров необходимо делать 301 редирект на группу с старого урл.
Sitemap
Все индексируемые страницы должны попадать в сайтмапы.
Управление фасетами
Самое главное – это админ-панель для управления фасетами.
Я предпочитаю работу через excel (выгрузка/загрузка). Удобных веб-панелей для управления фасетами видеть еще не приходилось 😊
На этом, пожалуй, все. Фасеты замечательный инструмент SEO специалиста, который требует серьезного подхода. Фасеты могут принести множество трафика с отличными поведенческими показателями.
Если проект небольшой, то лучше использовать обычные линейные структуры. Если проект большой и есть разработчик – то стоит сделать качественную планировку и разработать решение под фасеты.