Найти тему
Исторический музей

Злой единорог, раскаленная сковорода на голове и репа, охраняемая бесом. Немного о лубке старообрядцев

Оглавление

Рисованный лубок - одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение приходится на конец XVIII века. Отличие от печатного лубка, где даже раскраска не носила индивидуального характера, а была поставлена на поток, рисованный лубок исполнялся мастерами от руки с начала и до конца. Распространение искусства рисованного лубка религиозно-нравственного содержания среди старообрядческого населения Севера и центра России диктовались внутренними потребностями. Просветительские задачи и желание нести духовное назидание заставляли искать соответствующие изобразительные формы.

1. Явление иноку умершей матери. Притча из "Великого зерцала"

Картинка иллюстрирует притчу из "Великого зерцала" (гл. 211) о наказании грешницы, любившей "многое блудодеяние", одевавшейся в "драгие и многоцветные ризы" и слушавшей "неподобные песни бесовские". Иноку было дано увидеть как мучается на том свете его мать за эти прегрешения.

1830-1840-е годы. Неизвестный художник. ГИМ
1830-1840-е годы. Неизвестный художник. ГИМ

2. О девице Марии и ее посмертном явлении отцу

Изображение иллюстрирует притчу из Синодика о наказании в аду девицы Марии, которую отец при жизни "постницею и в добродетелях", но та "во блуде непрестанно пребываше и ради срама до смерти младенцев увивала, овогда в воду метала, овогда в ров". На исповеди она утаила "блудный грех". Дочь в видении предстала перед Иоанном, терзаемая змеями, с огненным сосудом в руках, раскаленной сковородкой на голове, на колеснице, запряженной двумя огнедышащими чудовищами.

Начало ХХ века. Художник С. Каликина. ГИМ
Начало ХХ века. Художник С. Каликина. ГИМ

3. Иллюстрация к притче о краже репы

В притче рассказывается о том, как к старцу пришел крестьянин с намерением украсть у него репу. Огород старца сторожил бес, "связанный молитвою", который предупредил крестьянина, чтобы тот репу не рвал, но крестьянин его не послушался. Старец, позванный бесом, уличил мужика в краже, но тот постарался свалить всю вину на беса, заявив, что "бес научи мя сие сотворити". Бес тут же доказал свою невиновность, и крестьянину пришлось признаться в злом умысле.

1905 год. Художник С. Каликина. ГИМ
1905 год. Художник С. Каликина. ГИМ

4. Притча о единороге

В притче жизнь сравнивается с человеком, убегающим от свирепого единорога (смерти). Спасаясь человек попадает в ров (мир, наполненный смертоносными сетями), на дне которого лежит страшный змий с разверстой пастью, а из стен торчат головы аспидов. Падая, человек хватается за дерево (путь человеческой жизни), корень которого подгрызают две мыши - черная и белая (день и ночь). Замечая на дереве мед (сладость мира), человек забывает об опасности и тянется за ним.

Середина XIX века. Неизвестный художник. ГИМ
Середина XIX века. Неизвестный художник. ГИМ

5. Наказание Людвигу ланграфу за грех стяжания

Картинка иллюстрирует притчу из "Мирозрительного зерцала" (гл. 257), где рассказывается о наказании, постигшем богатого человека за то, что он наложил на своих подданных тяжелые подати и "много зла творяше". Художник изобразил как дьявол, посадив себе на шею клирика-чернокнижника, к которому обратился сын умершего ландграфа с просьбой сообщить где находится душа отца, приносит его в ад и просит черта показать им мучения Людвика. Черт опускает в бездну медную трубу, вызывает душу ландграфа и, открыв крышку "огненного притвора", показывает мучения охваченного языками пламени Людвика.

Конец XIX века. Неизвестный художник. ГИМ
Конец XIX века. Неизвестный художник. ГИМ