Ной Хоули – довольно известный шоураннер <человек, который делает сериалы>, известен сериалами «Фарго» и «Легион», с 2005 по 2008 занимался сериалом «Кости» (а его брат-близнец – сценарист «Последователей». Кстати. Или нет, некстати). Кроме этого, Хоули автор пяти (!) книг, первые четыре прошли незамеченными. На русский, кроме «Перед падением», переведен только роман «Хороший отец» (тоже решила почитать).
Успеха достиг пятый роман – «Перед падением». Кстати, одноименный фильм 2016 года про другое, - фильм по этой книге я бы тоже посмотрела с удовольствием.
Художник-неудачник, алкоголик в завязке, начинает новую жизнь, пишет ряд картин, и внезапно, волею судьбы и случайного знакомства на рынке, оказывается в частном самолете. Экипаж из трех человек везет две очень богатые семьи, двух детей и художника нашего, всего в самолете, таким образом, 11 человек. Но через 16 минут после взлета бизнес-джет падает в океан. В момент падения художник как раз наклонился за упавшим карандашом, стукнулся головой, а так как с детства увлекался плаванием, в воде очнулся и смог добраться до берега.
Но что же случилось с самолетом? Этот вопрос остается открытым до самого конца книги. Автор рассказывает о последних днях жизни всех, кто оказался в самолете, после каждого имени – дата смерти, 15 августа. Версия о том, что кому-то очень хотелось убить богачей – одного или сразу обоих – самая соблазнительная. Ну не художника же хотели убить, и точно не детей! Но спешить с выводами не стоит…
При том, что книга увлекательная и остросюжетная, хотя и переведенная, кмк, так себе, - очень бесит высказывание автора по отношению к подонку: «… отец погиб, когда ему было шесть лет, и он слабо представлял, как себя следует вести». Я, может, чего-то не знаю о жизни, но: около половины детей растут без отцов, и большая их часть, когда вырастает, все-таки обходится без массовых убийств по этому поводу. Так же сомневаюсь, что многие отцы рекомендуют сыновьям не душить молодых красивых и влюбленных в них девушек. Как-то мужчины самостоятельно до этой несложной мысли доходят обычно, да?
Кстати, чем современнее книга, тем больше шансов, что она пройдет тест Бехделя, даже если ее герой – мужчина и автор - мужчина. Конкретно в этой, например, первое, что я вспомнила – это разговор матери и дочери в картинной галерее. Он о мужчинах лишь косвенно, потому что речь идет о предстоящем ужине с родителями жениха. Но уверяю вас, это потрясающий прогресс, если кто-то еще помнит три основных правила теста Бехделя (в других источниках тест Бекдел): 1. В произведении есть хотя бы две женщины, 2. которые говорят друг с другом 3. о чём-либо кроме мужчин.
Прекрасная цитата из финала книги о целях и смыслах современной журналистики:
– Люди имеют право знать правду, – заявляет Билл. – Дэвид Уайтхед был великим человеком. Одним из сильных мира сего. Настоящим гигантом. Общество должно знать истину.
– Может, и так. Но вы осознаете, что ваши действия незаконны? Хотя бы понимаете, что сделали? Не говоря уж о том, что поступили аморально. И вот теперь вы сидите здесь перед камерами и спрашиваете, была ли между мной и некой женщиной физическая близость. При этом не имеете ни малейшего представления о том, как и почему на самом деле произошла авиакатастрофа. <...>
Скотт долго молча пристально смотрит на Билла Каннингема, который, едва ли не впервые в жизни, не в состоянии произнести ни слова.
– Погибли люди. У них есть родственники. Тех, кто был на борту самолета, убили, а вы сидите и расспрашиваете меня про мою сексуальную жизнь. Позор вам. Стыд и позор.
Тест Бекдел пройдет.
Моя оценка 8 из 10.