Площадка фестиваля «Времена и эпохи» под названием «Семеро в прошлом» необычная тем, что презентует собой подготовку любопытного проекта с одноименным названием. Суть проекта заключается в том, что в течение девяти месяцев семеро человек проживут фактически в реалиях 10 века на древнерусском хуторе, используя только соответствующие эпохе предметы быта, оружие, пищу, одежду. Одним из консультантов площадки являлся Саломатин Дмитрий, специалист по деревянному зодчеству, который станет одним из участников грядущего проекта. Также стоит упомянуть Павла Сапожникова, руководителя проектов «Один в прошлом» и «Семеро в прошлом», — и также будущего участника проекта.
Но вначале о том, что представляет собою площадка «Семеро в прошлом» в дни фестиваля. Любознательные посетители могли понаблюдать за работой кузницы, а также за производством мостовой из сосновых бревен. Также любознательные могли своими глазами увидеть, как из шерсти прядется пряжа — мастерица так ловко орудовала веретеном, что это завораживало и хотелось постоять там подольше, смотря на процесс прядения. Рядом другая мастерица демонстрировала публике средневековые способы вязания, а чуть поодаль на костре готовилась пища.
Внимание гостей привлекал и колодец — к нему то и дело подходили, чтобы самостоятельно опробовать, насколько «тяжело или легко оно вертится», причем среди интересующихся было, пожалуй, больше взрослых, нежели детей.
Реконструкторы на площадке охотно шли на контакт, и рядом с ними постоянно толпились посетители, задавая самые разные вопросы. Надо ли расчесывать перед прядением шерсть? Как нужно держать веретено? Каким оно должно быть? На эти и многие другие вопросы гости фестиваля получали развернутые и, главное, доступные «непосвященному» человеку ответы.
Эта площадка — одна из немногих, где были представлены домашние животные. Гуси, козы, овцы, уютно и со знанием дела обустроенные в загончиках из плетня, радовали и детей и взрослых. Правда, гладить и кормить их все же не разрешалось, и это правильно — каждый из нас может представить, чем порою пытаются, в общем-то, от доброй души накормить несчастное животное. Печальные результаты в виде ухудшение здоровья покусившегося на «вкусняшку» питомца не нужны никому, поэтому и было введено это ограничение.
Мне повезло увидеть, как очаровательную живность по имени Ваня вывели на прогулку. Сразу же стало понятно, что животных там любят, холят и лелеют. Во-первых, шерстка — чистая, белая, которой приятно касаться, и во-вторых — дружелюбнейшее поведение Вани при попытке аккуратненько пообщаться. Ткнуться носом, облизать пальцы и попыхтеть в руку… лично мне и раньше казалось, что козы — весьма милые и умные представители домашнего скота, а теперь представился случай убедиться в этом вдвойне!
Но вернемся к проекту «Семеро в прошлом». От администрации площадки удалось узнать ряд подробностей о предполагаемой реализации проекта, не заявленные пока широкой публике.
Планируется, что участники будут жить в лесах под Великим Новгородом. Когда они отправятся туда, на месте уже будет стоять несколько строений, в том числе те, что сейчас находятся на площадке фестиваля «Времена и эпохи». Как выяснилось, проще и дешевле перевезти домики из Москвы в леса Новгородской области, нежели отстраивать там жилье «с нуля». По поводу места проведения «Семеро в прошлом» велись переговоры с губернатором Новгородской области, и на данный момент можно уже говорить о том, что одобрение с официальной стороны проектом получено.
Также согласованию еще подлежит следующий момент. Если говорить о максимальной аутентичности быта и пищи, то вряд ли участникам проекта возможно обойтись без охоты. Но здесь возникает скользкий момент, который необходимо решить, чтобы впоследствии не возникло сложностей с законом. Как известно, существующее законодательство запрещает применение сетей и силков, а ведь в те времена они активно использовались. Конечно, можно было бы попытаться «провернуть» их установку без каких-либо согласований, тихо поставить и так же тихо впоследствии снять, однако устроители проекта предпочитают действовать, согласовывая все максимально подробно.
Из обеспечения участникам проекта будут предоставлены продукты, также прошедшие «контроль на историчность». Предполагается выдать им запас круп — с большой долей вероятности это будут пшено и пшеница, а вот привычный уже давно всем нам рис, к примеру, в список не попадет. Из овощей, скорее всего, в распоряжении «семерых» окажутся лук, брюква, репа, морковь, но, конечно же, никакой картошки — помните, кем и когда этот корнеплод был завезен в Россию? Произошло это аж в 18 веке, так что на территории, посвященной веку десятому, ей явно не место. Из живности участники получат гусей, кур, коз и овец, а может быть, еще и корову.
Выданный «семерым» продуктовый запас покроет примерно две трети рассчитанного на все время пребывания в лесу рациона, а вот оставшуюся треть участникам придется добывать самим. Это и охота, и сбор ягод и грибов, и — если они того захотят — возделывание огорода. Кроме того, не надо забывать, что знающий человек найдет себе пропитание вкупе с витаминами и там, где городской житель впадет в растерянность. Например, молодые листья сныти отлично «ложатся» в салат, из крапивы варится вкусный суп, а молодая хвоя издавна известна как богатый источник витаминов (вспомните, ведь именно этим спасались от цинги!).
С собой участники не берут фактически ничего, что не соответствовало бы реалиям 10 века. Однако, поскольку проект подразумевает под собой погружение в стародавние времена, а не борьбу за выживание с допущением летального исхода, «семеро» получат среди прочего обеспечения и «тревожный чемоданчик». Там будут находиться сильные медикаменты (например, адреналин), список и возможность приобретения которых также предстоит согласовать с соответствующими инстанциями, и средство связи — рация и/или мобильный телефон. В случае критической необходимости может потребоваться связь с «большой землей», и, конечно, разменивать жизнь человека или его дальнейшее здоровье в угоду соблюдению историчности никто не станет. Но и злоупотреблять этим участники также не намерены — иначе к чему было бы затевать подобный проект? Возможно, огромную роль играет здесь то, что это не стопроцентно медийный проект, рассчитанный на выживание за большой денежный приз с использованием любых, даже самых грязных, приемов, а добровольное мероприятие, в котором участвуют исключительно те, кому это действительно интересно.
Избы будут топиться «по-черному», то есть дым из устья печи станет выходить через дверь и волоковое окно. В домах поставят каменные печи, полностью соответствующие реалиям того времени.
С большой долей вероятности все участники будут принадлежать к «сильной» половине человечества, хотя доступ к проекту для женщин отнюдь не закрыт. Но организаторы однозначно дали понять, что предпочли бы видеть в проекте супружеские пары, поскольку присутствие «свободной» дамы на ограниченной условиями проекта территории может привести к нежелательным коллизиям между участниками.
Возможно, в проекте примут участие и иностранцы. В частности, им заинтересовался Джозеф, археолог из Ирландии, которому, по его же словам, было бы очень любопытно поставить эксперимент по изготовлению пива в подобных условиях. Также ведутся переговоры с норвежской компанией «Hands on History», являющихся друзьями организаторов «Семеро в прошлом», и, вероятно, кто-то из членов компании также решит поучаствовать в данном проекте.
Фото автора.
Читать на сайте ИА "CBS MEDIA".