Решения Тихонова под Игнатьева. Здесь целый букет, поэтому объединил в один подраздел:
1. Стартовый план перехода в атаку. Целью «Крыльев Советов» без мяча был отбор в правом фланге/полуфланге с доставкой через центр во фланг Игнатьева – крайний защитник «Локо» слишком сваливался в центр, не успевал в отборе и открывал зону за спиной. Туда классно врывался Зотов. В первые 10 минут Игнатьева трижды поймали на излишней агрессии в переходной фазе, а однажды Зотов откровенно простил «Локомотив» – его прострел на дальнюю штангу для Соболева получился чуть сильным.
2. Работа Яковлева в штрафной при атаках правым флангом. Павел Яковлев, начинавший матч оттянутым нападающим, в серии эпизодов играл на скрещивании траекторий бега с Игнатьевым при ускорении к чужим воротам. То есть когда Игнатьев смещался в центр, Яковлев нырял левее, за спину крайнему защитнику «Локо». Это сработало в моменте, когда форвард чудом не замкнул прострел Чичерина – Яковлев скрестил траектории уже внутри штрафной. Там Игнатьев доработал и заблокировал ногу Павла без фола, но изначально он оставил Яковлева свободным.
В конце первого тайма «Крылья» попробовали альтернативный вариант заполнения штрафной при атаке правым флангом – Яковлев выдернул за собой Игнатьева смещением в центр, а за спину им на дальней штанге забежал Зотов. Получилось тоже опасно.
3. Перемещение Чочиева в левый полуфланг по ходу матча. Чочиев начинал матч правым центральным полузащитником, но на 53-й минуте поменялся местами с Башкировым. Неизвестно, кто принял решение – Тихонов или сами игроки, но оно логично. Двигающий мяч на дриблинге в уязвимой зоне был нужнее, чем ролевик, заполняющий зону. Ситуацию для «Локомотива» усложняла игра опорников: Крыховяк выдёргивался на мяч и отрезался пасом на Чочиева, Денисов часто страховал его на одной вертикальной линии. Центр не покрывался правильно.
В результате возникали ситуации, как на скриншоте – Чочиев гнал мяч через полуфланг, создавая в зоне ситуацию 2v1 и дожидаясь шанса создать ширину пасом на Зотова. После следовал прострел в штрафную на Соболева. Один такой прострел перехватил Гилерме, во втором эпизоде Соболев толком не попал по мячу.
4. Замена Зотова на Ткачука. Идея Тихонова понятна – он выпускал Дениса Ткачука на позицию левого вингбэка, подразумевая его качества левого вингера. «Крылья» прижали чемпиона, а Игнатьев давал всё больше свободы на фланге. Из-за этого структура атак «Крыльев» стала асимметричной – Ткачук поднимался значительно выше, чем Чичерин справа.
Плюс Ткачуку помогал Полуяхтов, высоко страхуя вингера/вингбэка на фланге. Перед стыком на жёлтую карточку, когда Игнатьев мог получить красную, Полуяхтов как раз помогал Ткачуку. После удаления и замены Полуяхтова дополнительно насыщал зону уже Чочиев – тоже искал вингера под создание ширины. Из-под Игнатьева Ткачук ничего не создал, зато сделал классный прострел на ближнюю штангу после удаления и выхода направо Хёведеса. Впрочем, одного паса для Тихонова оказалось мало – тренер покритиковал Ткачука на пресс-конференции: «Сегодня у нас не сыграли замены. Я ожидал большего. Так на замену нельзя выходить, как это было сегодня».
Специфическая роль Башкирова. Весь первый тайм Евгений Башкиров был главной поддержкой пары Яковлев-Соболев. Без мяча он выдёргивался из тройки полузащитников в прессинг, когда «Локомотив» доводил мяч до правого полуфланга. Часто триггером давления был пас Игнатьеву, но аналогично Башкиров выдвигался и на Крыховяка, и на Денисова. При атаках «Крыльев» Башкиров забегал через тот же полуфланг к линии штрафной.
Вероятно, это тоже было решение Тихонова специально под Игнатьева, но в атаке оно не сыграло – Башкиров открывался за спинами всех игроков «Локо», но не ускорялся под забросы и почти не получал мяч. В прессинге отработал лучше, заставляя «железнодорожников» и особенно Игнатьева быстрее расставаться с мячом. Но смена полуфлангами между Башкировым и Чочиевым сделала «Крылья» сильнее – прессинг-миссия из-за подсевшего «Локомотива» утратила смысл, а креатива через уязвимую зону стало больше.
Акцент «Локо» на левый фланг в позиционке. Юрий Сёмин перепробовал несколько структурных вариантов атаки против «Крыльев», и в каждом из них левый фланг перенасыщался – либо для контроля мяча в зоне, либо для перегруза зоны и диагонали на дальнюю штангу. Идею Палыча давить через зону Самарджича-Чичерина лучше всего объясняет позиция Ману Фернандеша в стартовые минуты. Обычно Фернандеш опускается в глубину разводить атаки (что и делал позже), но начал португалец, как третий игрок передней линии, насыщающий дальнюю штангу при подачах с правого фланга.
Таким расположением Фернандеш стягивал на себя Самарджича или Чичерина, создавая благоприятную ситуацию для диагонали под забегания Лысова. Они тоже стали частью плана «Локо» – правда, Лысов включался малопродуктивно и ничего не создал (5 навесов, 0 точных). Ещё одна деталь – движение и расположение Фарфана. При доводке атак до позиций, откуда можно навесить, Фарфан нырял на дальнюю штангу за спину Бурлаку, а Смолов располагался перед центральным в тройке «Крыльев». При контроле в финальной трети Джефф уходил в левый полуфланг, чтобы создать 3v3 в зоне или отвлечь защитника на себя, чтобы Лысов комфортнее принял пас из глубины.
Идея Сёмина отражается на карте средних позиций. Да, из-за действий на разных флангах точка может быть центрированной и не отражать суть перемещений, но структуру «Локо» она описывает качественно. Фарфан и Фернандеш действительно были привязаны к левому краю сильнее, чем обычно.
Полуяхтов – снова центральный защитник. У Андрея Тихонова необычный комплект защитников – три правоногих фланговых, которых можно ставить на разные позиции, и недобор центральных. В предыдущих матчах Тихонов неизменно решал проблему, ставя Чичерина правее в тройку центральных, Полуяхтова налево и Зотова направо. Под «Локомотив» выбрал резко иной вариант, с Чичериным справа, Зотовым слева и Полуяхтовым в тройке. Сложно найти мотивы такого решения, особенно учитывая, что против «Ростова» Полуяхтов вынужденно сыграл левого центрального в тройке всего второй раз в карьере (и при первой попытке он проиграл 0:6 «Рубину»). А Чичерин не только справлялся с основной работой, но и был лучшим пасующим «Крыльев» в каждом из трёх стартовых матчей.
Две версии решения. Первая – Самарджич, сразу попавший в стартовый состав, не может играть левого центрального из-за правоногости. Вторая – Полуяхтов удивил Тихонова проактивностью действий. Он сделал 3 отбора с возвратом владения, один – за центральным кругом, и неоднократно вылетал из линии на принимающего мяч. Так было во всех моментах с удачными отборами Полуяхтова. Во втором тайме от него понадобилось подниматься в атаку, как в предыдущих матчах делал Чичерин – Полуяхтов тоже справился, дважды высоко включился в контрпрессинг и спровоцировал Игнатьева на красную.