Найти тему
KiT Production

Эволюция развития поисковых систем

Оглавление

-2

Небольшая историческая справка. Она нужна для формирования некой логики отношений к факторам ранжирования. Как происходила эволюция SEO-шников и поисковой системы.

1996 год – появление первой российской поисковой системы. Что важно было поисковику, когда он анализировал сайты – тексты. Входит слово ключевое в ваш текст или нет. Посмотрите внимательно на ваш сайт. Возьмите ваше семантическое ядро, список ваших запросов. Вы уверенны, что каждое слово из вашего семантического ядра внутри вашего сайта встречается? Мы каждый день находим сайты, берем списки запросов и проверяем содержимое сайтов. Например, когда есть 100 поисковых запросов из 1000, которые вы продвигаете – не находятся вообще внутри сайта. Они не включены в текст никаким образом. Мы уже не говорим о чистом вхождении этих слов, близости их к началу документа или нужной плотности. Их просто там нет.

Добейтесь того, чтобы ключевые слова входили в текст – это 1996 год. Тогда SEO-шники этому научились, и они достаточно резво начали прокачивать тексты своих сайтов. Можно было взять просканировать толковый словарь Даля и все слова из него залить себе на главную страницу, сверху повесить баннер пластиковых окон и надеется, что главная страница вашего сайта выйдет в ТОП, по всем словам, из толкового словаря Даля. Яндексу это не нравилось, потому что сайты стали некрасивые. Хитрые SEO-шники писали все белым по-белому, писали текст маленьким шрифтом, а то и вообще размером в один пиксель.

Чуть позже Яндекс начал уделять внимание тегам: Title, Description, Keywords, альты, заголовки. Это ограниченные области. Если текст на сайте практически не лимитирован, туда можно вкачать много всего. Область тегов по многим заявлениям ограничена. В Title можно вносить не более 15 слов, писать его размером с толкового словаря Даля – это абсурд. Keywords длительное время говорили, должен занимать не более 200 килобайт. Что научились SEO-шники? Начали вносить в теги ключевые слова. Все, что они хотели видеть в качестве запросов на своем сайте – начало попадать в теги.

Статья PageRank

Начало 2001 года – старт ссылок и ссылочного ранжирования. Это статья растолкованной PageRank. Мы вас попросим в обязательном порядке ее прочитать. Чтобы вам не очень сложно было читать эту статью, мы вас расскажем, о чем там написано. Что за важную мысль в начале 2000 годов донесли до нас Google и Яндекс. Поверьте, важность этой статьи очень велика. Вот это взвешивание HTML документов теперь приходит к взвешиванию YouTube роликов, пабликов Вконтакте и всего остального. Тогда поисковые системы поняли, что сайтов стало достаточно много.

Например, у нас есть сайт А и В. Как мы сказали, это не всегда отдельно взятые сайты, это может быть какой-то документ. Также есть сайт С или страница внутри сайта, сайт D. Чтобы вы не заблуждались, мы рисуем на сайте внутренние страницы. Три страницы первого уровня вложены. Например, пункты: о компании, новости, каталог. Внутри каталога еще несколько страниц. Дальше идет корзина и т.д. Вот так выглядит иерархия внутри сайта. Так вот наблюдая за этим миром, который сильно вырос в 2001-2002 году. В это время появилось достаточно много сайтов (посмотрите историю и статистику рунета).

Глядя на этот мир сайтов, Яндекс и Google пошли по логике мира научных трудов. Сайты друг на друга начали ссылаться. Ссылки стали неотъемлемой частью системы интернета. Если вы сейчас наслушались разных лекций и заявлений о том, что Яндекс отменил ссылки – это неправильная формулировка. Давайте будем точнее, что заявил Садовский. Ссылки нельзя отменить, ссылки – это очень важная часть. Мы переходим по ссылкам с одного ресурса на другой, без них никуда. Ссылок в начале 2000 годов было много и Google заявил следующее: давайте мы попробуем вешать в граммах. Сколько весит этот документ или этот, в зависимости от того, как они друг на друга ссылаются.

Документ В, ссылается на документ С и А. документ А не ссылается ни на кого. Документ D ссылается только на документ В. На документ А – две входящих ссылки, на документ С – одна, на документ В – одна. В итоге документы чем-то отличаются. Если придать по умолчанию какие-то веса каждому документу, и сказать, что по каждой ссылке документ отдает часть своего веса. Если из вашего сайта исходят две ссылки, то вы отдаете, например, по ½ сюда своего веса. На самом деле это может высчитываться специальной формулой. Какая она сейчас – никто не знает, но для примера из статьи вы можете ее взять. Обращу внимание, на русский язык статью перевел тот самый Александр Садовский. Тогда в 2002 году он был еще аспирантом на Украине, но уже чувствовал, что поисковые системы могут стать его судьбой.

Представьте этот как сосуд и трубы. По трубам перетекает вода. Больше труб исходит из сосуда – больше он теряет своего содержимого. В данной схеме, наверное, молодец документ А. У него только две входящие и нет ни одной исходящей. Какой документ номер два мы затрудняемся ответить. Наверное, можно пометить документ С. Документ В много теряет, у него две исходящих ссылки. Документ D вроде теряет по одной ссылке, но ничего и не получает. То есть здесь надо считать, чтобы понять, какой документ важнее. Есть еще ссылки, когда речь идет о внутренне перелинковке. В этой модели не так важно чей домен того или иного документы. Существует внутренняя перелинковка и связь внутри сайта. Вот, долгое время SEO-шники рисовали такие схемы и обсчитывали веса сайтов, придумывали схемы перелинковки. 

Мораль, которую нам нужно извлечь из этого экскурса. Тогда в начале 2000-х ссылки начали играть значение. Их много, документы ссылались друг на друга. Ссылки есть внешние и внутренние, входящие и исходящие. Хорошо, когда на вас много входящих ссылок, плохо, когда много исходящих. Также запомните такой тег, SEO-шники часто им оперируют, но только некоторые программисты знают: можно запрещать индексацию ссылок, можно внешние ссылки обрамлять в теги «noindex». Тогда поисковики не смогут отдать по ним вес. Достоверно неизвестно на 100% ли защищает вот такая формулировка от утечки веса, но обезопасить свой сайт можно.

Почитайте статью при желании. Она тяжелая для восприятия, ее писал технарь, но тогда началась эпоха математики в мире SEO. Давайте вернемся, что же было дальше.

Итак, продолжим. Начало 2000-х годов эпоха PageRank. Яндекс и Google научились взвешивать документы. Мы рисовали вам схему, например, Google назвал эти весовые характеристики – PageRank, Яндекс назвал эту аналогию – ТИЦ (тематический индекс цитирования). Но есть и другие индексы цитирования, откройте Яндекс. Помощь и прочитайте, что это и как оно работает. Яндекс проводит понятную аналогию с научными трудами. Как ученые ссылаются друг на друга в статьях, так и сайты упоминают друг друга. Если вас много цитируют и цитируют авторитетные источники, то вы молодец. Если вас мало цитируют или цитируют неавторитетные источники, то вы можете проигрывать.

Что начали делать SEO-шники? Во-первых, они узнали, что входящие ссылки – это хорошо. Они начали звонить друг другу. Этот был обмен ссылками в корыстных целях. Обзвонил друзей – 10 ссылок получил, а дальше никак. Что можно сделать еще? SEO-шники придумали каталоги ссылок. Это ресурс ни о чем, где все перечислено через запятую. Каталоги были платные и бесплатные, иногда с обратными ссылками. Но с помощью регистрации в каталогах, можно было получить определенное количество входящих ссылок. Это было бесплатно или за небольшие деньги.

Тогда было важно оказаться в ТОП. Многие владельцы бизнесов были готовы платить за эти ссылки. Тем более это было горазд дешевле, чем наружная реклама или реклама в газетах и радио. Если хотите, можете прям сейчас открыть Яндекс и вбить запрос «каталог ссылок 2018» или «список белых каталогов». Да, эта эпоха в прошлом, но узнайте, как это работает. Тем более сейчас до сих пор есть Яндекс. Каталог. Да, это внешняя ссылка и может быть именно она передает вес. Может быть пару хороших каталогов поднимут вас на пару позиций в Яндексе.

2008 революционный год – появление крупнейшей биржи ссылок Sape. Про это время купли-продажи ссылок, поговорим как о примере. Для тех, кто ходит на лекции и учит SEO с поисковым продвижением – это какой-то непреодолимый барьер. Они знают, что есть платные ссылки. Они о них рассуждают, но ни разу не заглянули в эту биржу ссылок. Как устроен этот мир торговли ссылками, ведь Sape до сих пор жив и выступает на конференциях. SEO-шники должны попробовать купить хотя бы одну ссылку в жизни. Это бесценно. Ответьте себе на вопрос, вы видели, как устроена процедура покупки ссылок, вы их покупали сами хоть раз? Более того, вы видели, как выгляди платная ссылка? Что это за мир, с которым борется Яндекс. Мы вас просим эти пробелы заполнить.

Продолжая эту историческую справку, скажу – биржи ссылок отшумели. Их эпоха уходит в прошлое. Но сейчас есть ссылки из социальных сетей. Появился какой-то crowdfunding, ссылки из форумов, блогов, YouTube. Мир ссылок никуда не делся. Система интерната по-прежнему с ними связана, вопрос стоит только к ссылочному ранжированию – какой у него вес.

2009 год – MatrixNET. Обязательно прочитайте, что это такое. Это обучающийся алгоритм Яндекса. В этот момент поисковик сказал, я не знаю, почему этот сайт первый, а этот десятый. MatrixNET живет своей жизнью, у него своя формула, которая в каждый момент времени меняется.

2010 год – Userator. Это эпоха начала работы с техническими факторами. Вместе с появлением MatrixNET, Яндекс сказал, а теперь я буду анализировать еще и то, куда люди кликают, когда вводят определенный запрос, сколько времени проводят внутри сайта, возвращаются ли обратно. Это те поведенческие факторы, о которых сейчас много говорят. Вроде бы эти факторы имеют наибольшие весовые коэффициенты в формуле ранжирования. То есть, если вы находитесь в ТОП Яндекса, и вы очень кликабельны, пользователи выбирают вас на ровне с другими 9 сайтами. То тут не та важно, какой у вас title, текст, плотность ключевых слов. Важно, что вас выбирают и Яндекс к этому прислушивается. У вас больше кликабельность и CTR, поэтому вы на первом месте. CTR – это поведенческий фактор. Человек ввел запрос – выбрал именно вас и никого другого.

2015 был ознаменован заявлением Садовского об отмене ссылок и введении нового алгоритма. Многие ссылки действительно начали сниматься. Большие компании, у которых история насчитывает 5-10 лет, поняли, что естественная внешняя ссылочная база настолько велика, что доля платных ссылок несущественная. Тогда можно ее снять и посмотреть, хорошо станет сайту или плохо. Многие ссылки снимали. Многие сайты региональные, которые только начинают заниматься продвижением сайта, не имеют внешних ссылок. Что им снимать, как им получить свои первые внешние ссылки?

Заключение

Нельзя говорить о 100% отмене ссылок. Если вы вчера сделали сайт, вам нужно, чтобы на вас кто-то ссылался. Зарегистрироваться в трех-четырех каталогах, купить 5-10 ссылок, попробовать основы без фанатизма. Нужно работать с внешними факторами. Вновь купленный домен, недавно созданный сайт, отсутствие упоминания в интернете – это незачет для поисковика. Если вашего конкурента цитируют в интернете, он может пролететь наверх, будучи с вами на равных.

Поисковые системы не ушли в прошлое и то, что Яндекс затих с разговорами на тему эволюции своего поискового движка, говорит о том, что наука поиска куда-то ушла все дальше и больше. Еще раз повторимся, наука поиска никуда не делась.