Спортсменки и работницы, вузовки и партийные начальницы. В советской живописи не было недостатка в женских образах. Правда, в большинстве своем они демонстрировали «правильную» строительницу коммунизма. Но художники писали и «советских Венер». Рассказываем, как любимый портретист Сталина писал голых моделей в собственной бане и за что «Девушку с веслом» сослали в Луганск.
— Александр Дейнека любит писать женское тело. Героини его «правильных» с точки зрения советской идеологии полотен играли в баскетбол и бегали эстафеты, занимались тяжелым физическим трудом и покоряли космос. Но помимо этого Дейнека любил изображать и обнаженное женское тело. В 2015 году на аукционе MacDougall’s за £2,24 млн была продана картина художника «За занавеской». Полотно, проникнутое откровенным эротизмом, Дейнека написал в 1933 году. Тогда на смену относительной художественной свободе 1920-х годов стали приходить новые жесткие эстетические установки. Публичная демонстрация картины была невозможна. «За занавеской» Дейнека подарил своему товарищу — художнику Федору Богородскому, в семье которого полотно хранилось долгие годы и никогда не выставлялось. Героиня с картины «За занавеской» не единственная обнаженная модель Дейнеки. На полотне «Полдень» героини выбегают из воды после купания и на них нет ничего. А на картине «Футбол» голые девушки играют в мяч.
— Тема бани наравне с темой купания оказалась еще одним «легальным» мотивом для советских художников, чтобы расширить консервативные рамки соцреализма и показать обнаженную натуру. В 1938 году Александр Герасимов (кстати, любимый художник Сталина, портреты вождя в его исполнении при жизни Сталина считались каноническими) написал картину «Деревенская баня». Полотно было создано в бане самого Герасимова, которую он построил на собственном участке в поселке «Сокол» в Москве. Туда он пригласил сразу нескольких натурщиц. Писатель Иван Шевцов вспоминал, что на него сильное впечатление произвела эта большая картина. «В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписанных с очаровательным блеском, где каждая фигура — это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника», — писал Шевцов.
— Манеру письма художника Александра Самохвалова называли «авангардным советским символизмом». А его «Кондукторшу» и вовсе окрестили «советской Джокондой». Но речь сейчас не о ней. В 1930-х годах Самохвалов писал крепких советских девушек, причем порой — обнаженных. Его спортсменка на полотне «После кросса» — повторение Афродиты Книдской Праксителя, правда в чуть измененной позе. Любопытно, что в свое время скульптура древнегреческого мастера вызвала скандал по всей Греции. Его Афродита была обнажена, что было недопустимо. Изображать голое тело допускалось лишь у мужчин. Моделью Праксителю и вовсе послужила гетера Фрина — смертную рискнули сравнить с небожительницей. Выбор прототипа с такой историей был значим в контексте молодой советской культуры. Самохвалов тем самым пытался утвердить свободу красоты обнаженного тела в новом социалистическом обществе. Героиня с полотна «После кросса» — молодая девушка, стоящая в узком пространстве раздевалки. Она уверенно смотрит на зрителя, балансирует на одной ноге, вытирает полотенцем спину, ее грудь обнажена, а купальные трусы полуспущенны.
— Ленинградского художника Владимира Лебедева в первую очередь знают как одного из основателей советской книжной иллюстрации. Это он первым перестал прорисовывать изображения, использовал минимум линий, пустые контуры, а порой и просто пятна краски. Но в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «О художниках-пачкунах», в которой Лебедева обвинили в том, что он «уродует детей своим мастерством». Разгромных рецензий удостаивались не только книжные иллюстрации художника. Лебедев писал и обнаженную натуру, которая получила такую характеристику — «не тем живут, не тем дышат наши девушки».
В те годы, когда казалось бы все в жизни советского человека было общественным, Лебедев отстаивал право на личное. Его моделями становились женщины, которые его окружали. Например, продавщицы из ближайшего магазина или домработница художника.
— Критике в СССР подвергалась и обнаженная скульптура. В 1934 году архитектор Александр Власов сделал заказ скульптору Ивану Шадру. Изваять нужно было главную фигуру для Парка Горького. Вместе с директором парка Бетти Глан Власов задумал установить обнаженную женскую фигуру, которая символизировала бы эмансипацию и равноправие женщин и мужчин в СССР. По легенде, моделью Шадра стала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина. Скульптура изображала обнаженную девушку-спортсменку во весь рост с веслом в правой руке. «Девушка с веслом» была закончена и установлена в 1935 году, но простояла в Парке Горького совсем не долго. Приемная комиссия подвергла ее критике за излишнюю эротичность и «сослала» в Луганск.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!