Найти тему
Artfragment

Советское «ню»

Спортсменки и работницы, вузовки и партийные начальницы. В советской живописи не было недостатка в женских образах. Правда, в большинстве своем они демонстрировали «правильную» строительницу коммунизма. Но художники писали и «советских Венер». Рассказываем, как любимый портретист Сталина писал голых моделей в собственной бане и за что «Девушку с веслом» сослали в Луганск.

Александр Дейнека, «Полдень», 1932.
Александр Дейнека, «Полдень», 1932.

— Александр Дейнека любит писать женское тело. Героини его «правильных» с точки зрения советской идеологии полотен играли в баскетбол и бегали эстафеты, занимались тяжелым физическим трудом и покоряли космос. Но помимо этого Дейнека любил изображать и обнаженное женское тело. В 2015 году на аукционе MacDougall’s за £2,24 млн была продана картина художника «За занавеской». Полотно, проникнутое откровенным эротизмом, Дейнека написал в 1933 году. Тогда на смену относительной художественной свободе 1920-х годов стали приходить новые жесткие эстетические установки. Публичная демонстрация картины была невозможна. «За занавеской» Дейнека подарил своему товарищу — художнику Федору Богородскому, в семье которого полотно хранилось долгие годы и никогда не выставлялось. Героиня с картины «За занавеской» не единственная обнаженная модель Дейнеки. На полотне «Полдень» героини выбегают из воды после купания и на них нет ничего. А на картине «Футбол» голые девушки играют в мяч. 

Александр Дейнека, «За занавеской», 1933.
Александр Дейнека, «За занавеской», 1933.

— Тема бани наравне с темой купания оказалась еще одним «легальным» мотивом для советских художников, чтобы расширить консервативные рамки соцреализма и показать обнаженную натуру. В 1938 году Александр Герасимов (кстати, любимый художник Сталина, портреты вождя в его исполнении при жизни Сталина считались каноническими) написал картину «Деревенская баня». Полотно было создано в бане самого Герасимова, которую он построил на собственном участке в поселке «Сокол» в Москве. Туда он пригласил сразу нескольких натурщиц. Писатель Иван Шевцов вспоминал, что на него сильное впечатление произвела эта большая картина. «В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписанных с очаровательным блеском, где каждая фигура — это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника», — писал Шевцов.        

Александр Герасимов, «Деревенская баня», 1938.
Александр Герасимов, «Деревенская баня», 1938.

— Манеру письма художника Александра Самохвалова называли «авангардным советским символизмом». А его «Кондукторшу» и вовсе окрестили «советской Джокондой». Но речь сейчас не о ней. В 1930-х годах Самохвалов писал крепких советских девушек, причем порой — обнаженных. Его спортсменка на полотне «После кросса» — повторение Афродиты Книдской Праксителя, правда в чуть измененной позе. Любопытно, что в свое время скульптура древнегреческого мастера вызвала скандал по всей Греции. Его Афродита была обнажена, что было недопустимо. Изображать голое тело допускалось лишь у мужчин. Моделью Праксителю и вовсе послужила гетера Фрина — смертную рискнули сравнить с небожительницей. Выбор прототипа с такой историей был значим в контексте молодой советской культуры. Самохвалов тем самым пытался утвердить свободу красоты обнаженного тела в новом социалистическом обществе. Героиня с полотна «После кросса» — молодая девушка, стоящая в узком пространстве раздевалки. Она уверенно смотрит на зрителя, балансирует на одной ноге, вытирает полотенцем спину, ее грудь обнажена, а купальные трусы полуспущенны.

Александр Самохвалов, «После кросса», 1935.
Александр Самохвалов, «После кросса», 1935.

— Ленинградского художника Владимира Лебедева в первую очередь знают как одного из основателей советской книжной иллюстрации. Это он первым перестал прорисовывать изображения, использовал минимум линий, пустые контуры, а порой и просто пятна краски. Но в 1936 году в газете «Правда» вышла статья «О художниках-пачкунах», в которой Лебедева обвинили в том, что он «уродует детей своим мастерством». Разгромных рецензий удостаивались не только книжные иллюстрации художника. Лебедев писал и обнаженную натуру, которая получила такую характеристику — «не тем живут, не тем дышат наши девушки».

Владимир Лебедев, «Обнаженная», 1932.
Владимир Лебедев, «Обнаженная», 1932.

В те годы, когда казалось бы все в жизни советского человека было общественным, Лебедев отстаивал право на личное. Его моделями становились женщины, которые его окружали. Например, продавщицы из ближайшего магазина или домработница художника.

Владимир Лебедев, «Обнаженная модель», 1935.
Владимир Лебедев, «Обнаженная модель», 1935.

— Критике в СССР подвергалась и обнаженная скульптура. В 1934 году архитектор Александр Власов сделал заказ скульптору Ивану Шадру. Изваять нужно было главную фигуру для Парка Горького. Вместе с директором парка Бетти Глан Власов задумал установить обнаженную женскую фигуру, которая символизировала бы эмансипацию и равноправие женщин и мужчин в СССР. По легенде, моделью Шадра стала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина. Скульптура изображала обнаженную девушку-спортсменку во весь рост с веслом в правой руке. «Девушка с веслом» была закончена и установлена в 1935 году, но простояла в Парке Горького совсем не долго. Приемная комиссия подвергла ее критике за излишнюю эротичность и «сослала» в Луганск.

Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (первый вариант).
Шадр в своей мастерской работает над скульптурой «Девушка с веслом» (первый вариант).

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!