Найти в Дзене
artofwar

Какими бывают морские вооруженные силы? (Часть 1: боевой флот)

В этой заметке мы поговорим о многообразии типов вооруженных сил в том, что в обыденном представлении называется «флот». О том, в чем разница между речным, прибрежным, морским и океаническим флотом, зачем нужен флот блокады и флот прорыва блокады, а также к какой организации флота относятся обычные подводные лодки.

Каким может быть флот кроме собственно морского?

Хотя мы и называем эти силы «морскими», на самом деле такое название неточно. Ведь «море» - это достаточно «узкое» понятие в географии, включающее в себя далеко не все водные поверхности. Следуя этой логике, можно выделить отдельно разные типы флота по тому, на какой водной поверхности они действуют. Кроме того, флот классифицируется по своей военной функции. Тогда мы получаем аж 10 разных типов флота:

1. Речной военный флот

2. Прибрежный военный флот

3. Морской военный флот

4. Флот открытого океана

5. Флот прорыва блокады

6. Блокадный флот

7. Флот заграждения коммуникаций

8. Внутренний торговый флот

9. Конвойный флот

10. Военно-транспортный флот

В чем разница между боевыми флотами?

Речной военный флот состоит из кораблей малого водоизмещения (объема подводной части корабля), так как должен плавать по мелководью. С другой стороны, от этих кораблей не требуется большая плавучесть (устойчивость на воде), так на реках не бывает крупных волн (ну, в нормальных условиях не бывает). Эта совокупность причин делает военный флот, создаваемый для судоходных рек, не похожим ни на что другое. А грустная ирония судьбы в том, что такие речные флотилии более всего полезны в гражданских войнах (как, например, Гражданская война в США). Основная задача речных военных флотов (флотилий) даже не в том, чтобы бороться с флотом врага. Это важно, если он есть. Но гораздо важнее то, что существование сильной речной флотилии делает невозможным пересечение реки врагом и затруднительным любые боевые действия вокруг нее из-за артиллерийского обстрела флотилии. То есть создается целая область, в которой дружественные войска могут действовать с преимуществом, включая и бои на побережье, и транспортировку по реке (напомню, что это самый эффективный способ транспортировки грузов и войск).

Прибрежный военный флот может включать в себя корабли с большим водоизмещением, но ему так же не нужна плавучесть и автономность хода. Для него создавались специальные типы кораблей: «крейсера береговой обороны», «мониторы» и т.п. Обладая хорошей броней и вооружением, эти корабли могут на равных противостоять тяжелым океанским кораблям, в то же время обходясь намного дешевле. (экономия на грузах снабжения и на конструкции).

USS Monitor [справа] - корабль, имя которого стало обозначением целого класса кораблей (ведет бой с другим кораблем того же класса во время Гражданской Войны в США, 9.03.1862г.) (Source: Wiki)
USS Monitor [справа] - корабль, имя которого стало обозначением целого класса кораблей (ведет бой с другим кораблем того же класса во время Гражданской Войны в США, 9.03.1862г.) (Source: Wiki)

Еще одним известным типом кораблей прибрежного флота являются «торпедные катера». Они фактически выполняют ту же функцию, что и «эсминцы» в морском флоте: запускают в противника торпеды и несут легкое артиллерийское вооружение. При этом они дешевле – зато не могут действовать в открытом море (утонут в шторм из-за меньшей плавучести). Как видно, прибрежный военный флот – это оборонительный «флот для бедных», который строят страны, чья экономика не может содержать морской флот.

Под морским военным флотом (это не устойчивый термин) мы здесь понимаем флот, предназначенный для действия в относительно небольшом водоеме (море), относительно близко к побережью. Входящие в него корабли должны быть устойчивыми к любой морской погоде, т.е. конструктивно это уже корабли открытого моря. Однако от них не требуется способности к дальнему плаванию, что проявляется и в малой грузоподъемности, и в обучении экипажа. Именно такой флот всегда создавала Россия – даже в период его короткого расцвета при Екатерине Великой.

Есть совсем немного стран, которые научились создавать флот открытого океана. Автономный, способный действовать вдали от баз и «проецировать силу» страны там, где это потребуется. Для этого нужно строить намного более надежные корабли, иначе готовить экипаж… Флот открытого океана в разное время создали Британская, Французская, Голландская Империи и США. С некоторыми оговорками – Япония. И в целом не смогла создать Германия. Поэтому, когда мы сравниваем один и тот же корабль (допустим, линкор) Великобритании, Германии и Италии – нужно помнить, что английский корабль выполняет совсем другие функции и имеет множество особенностей, не видных в общепринятых «тактико-технических характеристиках». Впрочем, сегодня есть одна часто встречающаяся особенность таких кораблей: использование атомного двигателя. Скажем, американские авианосцы – атомные и могут действовать где угодно, в то время как у России только подводные лодки способны к длительному автономному плаванию.

"Тяжелый авианесущий крейсер" Адмирал Кузнецов (да, только в России даже авианосцы ТАНКами называют... формально ТАВКРами, но всем понятно, что аббревиатура косая). Дымит. Ибо двигательная установка - на мазуте. (Source: Wiki)
"Тяжелый авианесущий крейсер" Адмирал Кузнецов (да, только в России даже авианосцы ТАНКами называют... формально ТАВКРами, но всем понятно, что аббревиатура косая). Дымит. Ибо двигательная установка - на мазуте. (Source: Wiki)
Французский авианосец "Шарль де Голль". <s>кродется</s> Не дымит. Ибо французы, как и американцы, умеют делать авианосцы атомными, что обеспечивает им способность плавать в океане столько, сколько потребуется. Если оставить за бортом вопрос, нужны ли России вообще авианосцы - очевидно, что атомные авианосцы нам не нужны, так как флота открытого океана у нас нет, как и колониальной империи. (Source: Wiki)
Французский авианосец "Шарль де Голль". <s>кродется</s> Не дымит. Ибо французы, как и американцы, умеют делать авианосцы атомными, что обеспечивает им способность плавать в океане столько, сколько потребуется. Если оставить за бортом вопрос, нужны ли России вообще авианосцы - очевидно, что атомные авианосцы нам не нужны, так как флота открытого океана у нас нет, как и колониальной империи. (Source: Wiki)

Блокадный флот – еще один вид флота со специфической задачей. Он должен плавать у вражеских берегов и перехватывать быстрые суда противника, пытающиеся провести жизненно важные для вражеской экономики грузы. И в то же время блокадный флот должен быть способен вступить в открытый бой с основными силами флота противника. И в то же время должен обладать большой автономностью плавания (долго находиться у вражеских берегов, редко уходить на ремонт). Короче говоря, это самый требовательный к возможностям кораблей флот. Такой флот за всю историю сумели создать только две страны: Британская Империя в период Первой Мировой Войны и США со времен Второй Мировой.

Флот прорыва блокады – полная противоположность. Это быстрые хорошо бронированные корабли, предназначенные для того, чтобы выйти в открытое море, избегая сражения с главными силами вражеского флота. А там – либо самим куда-то доставить грузы, либо, наоборот, топить корабли противника. Классическим примером этого типа является флот Третьего Рейха (Германии) во время Второй Мировой.

Наконец, флот заграждения коммуникаций – это подводные лодки, замаскированные рейдеры, пиратские корабли и т.д. – предназначенные для нападения на множество невоенных кораблей противника в океане. В открытом бою с океанским флотом они обречены на поражение – но океанский флот не может ни гоняться всеми силами за одним рейдером, ни разделиться на сотню отрядов.

Немецкий рейдер "Штир" (эрзац-крейсер, т.е. коммерческий транспорт, перевооруженный для боевых действий). Маскировка под коммерческий транспорт позволяла ему безнаказанно топить одиночные суда в Атлантике... пока сам он не был потоплен 27.09.1942г. ... американским военным транспортом типа "Либерти" (естественно, также погибшим в неравном бою)
Немецкий рейдер "Штир" (эрзац-крейсер, т.е. коммерческий транспорт, перевооруженный для боевых действий). Маскировка под коммерческий транспорт позволяла ему безнаказанно топить одиночные суда в Атлантике... пока сам он не был потоплен 27.09.1942г. ... американским военным транспортом типа "Либерти" (естественно, также погибшим в неравном бою)

Флот заграждения коммуникаций обычно используется как вспомогательный – вместе с флотом прорыва блокады и даже вместе с флотом открытого океана. Сильнейшие морские державы никогда не брезговали «тактикой слабых» постольку, поскольку она эффективна.

Любой боевой флот предназначен для того, чтобы поддерживать свои сухопутные войска, топить торговые/транспортные корабли противника и защищать свои. Упоминание об этом «подчиненном» положении боевого флота очень не любят адмиралы, и в то же время именно о нем нужно все время помнить. Поэтому не менее, а даже более важную роль в морской войне играет организация небоевого флота, о которой пойдет разговор в следующей части заметки.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory