Найти тему

Основы CRM

Оглавление

В этой статье пойдёт речь о классификации, принципах и преимуществах систем управления взаимоотношениями с клиентами.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) - модель взаимодействия, основанная на постулате, что центром всей философии бизнеса является клиент, а главными направлениями деятельности компании являются меры по обеспечению эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.
справка из Википедии

Основными принципами CRM являются:

  • наличие систематизированного хранилища данных;
  • многоканальность взаимодействия;
  • анализ собранной информации.

Классификация CRM

Классификация происходит по уровням обработки информации:

  • операционная CRM: сбор данных о клиенте; оперативный доступ к клиентской базе; контакт-центры и обработка обращений; управление маркетинговыми компаниями; напоминания сотрудникам; генерация документов.
  • аналитическая CRM: сегментация рынка; оценка клиентов; анализ и прогнозирование спроса; оценка эффективности маркетинга; анализ внутренних процессов; data mining (глубинный анализ данных).
  • коллаборативная CRM - отзывы и предложения клиентов; оптимизация сервиса; привлечение клиентов к тестированию и разработке продуктов.

По назначению CRM подразделяются на:

  • управляющие продажами;
  • управляющие маркетингом;
  • управляющие сервисом.

Управление системами

Автоматизированные системы - это определение гораздо шире, чем CRM. Система управления взаимоотношениями с клиентами всего лишь входит с состав управления системами. Схематично это можно представить в следующем виде:

на рисунке 1 линия - области применения, 2 линия - дополнительные механизмы
на рисунке 1 линия - области применения, 2 линия - дополнительные механизмы

На рисунке видно, что CRM может захватывать области маркетинга, продажи, персонала, а также взаимодействовать с системами документооборота, склада и финансов.

Вторая линия блоков на схеме - это механизмы, обеспечивающие дополнительную функциональность систем, указанных в первой линии.

Жизненный цикл CRM

Жизненный цикл системы представляет собой последовательность действий от внедрения системы до потери её актуальности и утилизации. На схеме жизненный цикл CRM можно представить так:

-3

Существуют разные схемы цикличности разработки, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем (CRM в том числе), но о них я расскажу в следующих статьях.

Главными особенностями жизненного цикла CRM является наличие необходимых функций для эксплуатации и своевременное устаревание системы, ведущее к расширению функций платформы или переходу на более мощный программный инструмент.

Полезные качества CRM

Последней частью этой статьи будет перечисление основных достоинств, доказывающих необходимость применения CRM в организациях:

  • оперативное управление бизнесом;
  • организация электронного обмена информацией;
  • оживление существовавших ранее электронных бизнес-процессов;
  • расширение инструментов маркетинга;
  • ведение истории взаимоотношений с клиентами и поставщиками;
  • структурирование и сбор в единую базу данных информации о клиентах, поставщиках, партнёрах и конкурентах;
  • наличие инструментов по управлению качеством и структурированному хранению и аналитике накопленных знаний.

На этом можно закончить первую ознакомительную статью о CRM. В дальнейших публикациях планируется более подробный рассказ о структуризации отдельных заданий и способах их реализации.

Отметьте эту стать лайком и подписывайтесь на канал 1С-программирование, CRM. Пишите комментарии.

автор публикации: Демешин С.В.